Исторические факты::Коллективизация и раскулачивание::Трагедия семьи Кузьмичевых

НА XII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ - ХХ ВЕК»

Коллективизация – трагедия крестьян России, трагедия семьи Кузьмичевых. 

Автор: ТЕРЕХОВА Анна, ученица 11 класса МОУ СОШ имени С. А. Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области, воспитанница МОУ ДОД ЦВР.

 Руководители:

ТАРАСОВ Анатолий Федорович, учитель истории, преподаватель доп. образования объединения МОУ ДОД ЦВР на базе МОУ СОШ с. Богословка, Пензенского р-на, Пензенской обл.

АЛФЕРТЬЕВА Татьяна Яковлевна, председатель Пензенского общества «Мемориал».

2011

За что сижу, по совести, не знаю.
Но прокуроры строгие правы:
Я это всё, конечно понимаю
Как обостренье классовой борьбы.

                                 Ю. Алешковский.

 Введение

Коллективизация и раскулачивание стали своеобразной трагедией советской деревни. И это не удивительно. Ведь в нашей деревне преобладала соха да лучина, в то время как США, Великобритания и другие европейские государства поставили сельское хозяйство на рельсы индустриализации.

И именно из этой отсталой деревни государству приходилось черпать силы и средства для развития страны – другого пути просто не было.

Коллективизация сельского хозяйства означала коренные изменения не только в судьбах многомиллионного крестьянства, но и в судьбе всей страны. Последствия разгрома векового хозяйственного уклада в деревне были крайне тяжёлыми. Но нельзя не согласиться и с тем, что коллективизация была необходима.

Множество отсталых частных хозяйств надо было объединить в мощные зерновые колхозы. Надо было осваивать новые земли. Надо было поднять сельское хозяйство на новый уровень. По мнению бывшего министра сельского хозяйства А. Бенедиктова, если бы с коллективизацией или индустриализацией опоздали бы лет на пять-шесть - не сумела бы экономика обеспечить все необходимое для победы над фашизмом, а деревня - накормить армию и население.

Однако стечение обстоятельств заставило превратить поэтапную коллективизацию в сплошную, которая проводилась с применением насильственных мер. Крестьянство гнули и ломали не только правительство: голод, обрушившийся на ослабленную деревню в 1932-1933гг., унёс жизни свыше 5 млн. человек.

Ещё одно страшное порождение коллективизации – раскулачивание. По разным сведениям число раскулаченных составило до 9 млн. человек. Миллионы сломанных судеб, миллионы несчастных – такова была плата за попытку сделать страну сильной и развитой.

В своей работе я хочу раскрыть сущность коллективизации, показать методику её проведения. Хочу рассказать о коллективизации, и её последствиях в Пензенской губернии и в моём родном селе Богословка. А также хочу показать трагическую судьбу крестьянина на примере семьи Кузмичевых.

Раскулачивание в Пензенской губернии, в селе Богословка -методы осуществления.

 Трагическая судьба семьи Кузмичёвых.

Село Богословка Пензенской губернии, 1889 год.

К тому времени население состояло из крестьян мужского пола (307 человек), крестьян женского пола (323 человека). В селе было около 160 дворов, фельдшерского пункта не было, на 1 двор приходилось примерно от 5 до 7 десятин земли.

Главным занятием жителей Богословки было земледелие. Сеяли рожь, овёс, просо, гречиху, горох, картофель. Было развито садоводство. Разводили простой скот: коров, лошадей, овец, свиней.

В то время в селе проживали молодые супруги Степан и Мария Панкратовы,  у которых родилась девочка Машенька. Вскоре после рождения дочери, Степана призвали в армию. В результате воинских действий Степан вернулся домой раненый, больной, и вскоре умер.

Мария, ещё молодой женщиной, осталась вдовой со своей дочерью. Нужда погнала её на заработки. Дочку Машеньку она оставила у своей матери, а сама устроилась кухаркой в одном из барских домов города Пензы.

В 1894 году Мария вторично выходит замуж в село Малая Валяевка за Степана Акимовича Харитонова, который так же работал в одном из барских домов г. Пензы грузчиком.

Муж оказался бедным, не было у него кроме крохотного домика, ни хозяйства, ни земли, а самое главное он был очень ленивым. Марии пришлось всю свою жизнь на людей прясть, ткать за гроши, лишь бы не умереть от голода.

Когда Машеньке исполнилось 7 лет, вместо того чтобы проводить её в школу, мать повела её к местному барину устраивать на работу. И стала Машенька пасти большое стадо гусей.

Когда в первый день выпустили их, они по привычке устремились к водоёму, а Машенька, видя их в воде, от страха, что они утонут, плакала.  Но оказалось, её мама наблюдала за первым рабочим днём своей дочки. Успокоила её, объяснив, что гуси не утонут.

Комментарий: Насколько же тяжёлой была их жизнь. Об этом говорит один только факт, что маленькая девочка была вынуждена работать на барина, вместо того, что бы ходить в школу.

В свой первый рабочий день она боялась не выполнить порученное ей задание. Боялась не справиться, а значит потерять работу. А вместе с работой и заработок. Насколько печально то, что семилетняя девочка думает не об игрушках и хороводах с подружками, а о том, что семье нужны деньги, что ей надо работать…

Быть может именно такое детство и закалило её, сделало её волю крепкой. Быть может поэтому, Машенька не боялась трудностей и  не сдалась, когда беда повисла над её семьёй?

Прошло три года. Однажды Машенька, пригнав гусей к дому, обратила внимание на женщин, которые работали у барина в поле, они выходили со второго этажа барского дома, где был магазин. И каждая несла по красивому, нарядному платку. Машенька решила обратиться к своему хозяину, чтобы, как и женщины, заработать на платок. Барин взял её за руку, повёл на второй этаж в магазин и сказал: «Выбирай любой».  Там было много разных красивых платков, глаза разбегались. Она указала на один из них, ей его подали. И бежала десятилетняя Машенька до дома и думала, что сердце разорвётся от радости. После этого она стала работать в поле.

Комментарий: Сколько детства в этом эпизоде. Сколько наивности. Прельстили  Машеньку красивые платки. Она согласна и на тяжёлую работу в поле, лишь бы у неё такой был. И казалось ей, что она – самая счастливая на всём белом свете. Грел её душу барский подарок – нарядный платок.

Ведь и вправду говорят: «нужно для счастья порою немного…». Что же ещё нужно было простой, неизбалованной десятилетней девочке?

Но если посмотреть с другой стороны: раз Машенька так была рада простому платку, насколько же худо жилось их семье! Как тяжело было полураздетое, полуголодное Машино  детство!

Шли годы. Машеньке уже пятнадцатый год. Во все времена в деревнях по вечерам собиралась молодёжь – петь под гармонь, плясать, веселиться. Однажды Машеньку заметил паренёк – Яша Кузьмичёв, ему было шестнадцать лет. Он проводил её до дома, они долго разговаривали. Машеньке Яша тоже понравился, и от нахлынувшего чувства первой любви она долго не могла уснуть. Яша ушёл, и больше они не встречались. Но не прошло и месяца, как он прислал сватов.

Итак, в 1904 году Яков Семенович Кузьмичёв и Мария Степановна поженились. После бедной голодной семьи Машенька обрела работящую, светлую, спокойную, доброжелательную семью. Состоящую из любящего мужа Яши, свекрови Матрёны, свёкра Семёна и их младшего сына Сёмы. Работали они много, у них было большое хозяйство: 3-4 коровы, 3-4 лошади, много овец, свиней, кур и другой живности. Было много земли, своя паровая мельница, крупорушка.

Стали рождаться дети:

1906г. – сын Фёдор

1908г. – дочь Анастасия (умерла младенцем)

1910г. – сын Александр

1913г. – сын Иван

1915г. – дочь Елизавета

1918г. – дочь Александра

1920г. – сын Николай (умер младенцем)

1922г. – сын Николай

1924г. – дочь Валентина

1927г. – дочь Антонина

1929г. – сын Константин

1931г. – сын Виктор (умер младенцем).

Кроме всех домашних дел, когда стали подрастать старшие сыновья – Фёдор, Александр и Иван, их отец выполнял работу по договору: на своих лошадях перевозил сено, солому, корма для скотины Пензенского сельхозтехникума, за что ему платили золотыми монетами. Родители думали о своих детях, поэтому все заработанные золотые деньги вкладывали в Пензенский сбербанк. Итак, у них было 2000 золотых рублей. В ту пору это были немалые деньги, если корова стоила 7 рублей.

Комментарий: Вот когда настоящее счастье улыбнулось Машеньке. Любящий муж, трудолюбивая, добрая семья, дети. Что ещё пожелать для полного счастья!

И вроде жизнь вошла в нужное русло, и деньги появились. Заботливые родители уже начали откладывать для своих детей сбережения. Сколько было планов, сколько было надежд! О каком счастливом будущем мечтали молодые супруги и всё делали для того, что бы их мечты сбылись. Но судьба распорядилась иначе…

В 1914 году началась Империалистическая война.  В Богословке узнали об этом от проезжавшего мимо верхового, который кричал: «Война». Староста Бучёнков собрал мужиков и объявил кому из них идти на фронт. Шли с неохотой. Глухов Спиридон Сергеевич принимал участие в боях с белочехами на Арбековском разъезде.

Богословцы стойко сражались с белогвардейцами, показывали образцы мужества, героизма. Многие из них были удостоены наград.

Богословцы – участники гражданской войны:

  • Бучёнков В.В.
  • Денисов А.Т.
  • Володин Т.С.
  • Потиханов Я.В. (в 1967 г. удостоен Ордена Красной звезды за упрочнение Советской власти_.
  • Глухов А.Т.
  • Широков Ф.Н.

С 1921 года в стране проводилась новая экономическая политика (НЭП).  Что представляла собой Богословка в годы НЭПа?  Президиум снял с жителей Богословки 200 пудов зерновых т.к. они выполнили план (1500 пудов) на 100%. И за добросовестное выполнение хлебных развёрсток и трёх перевёрсток занесены на красную доску.

В 1917 году, когда до фронта дошли вести о свержении царя, его портрет бросали на землю и топтали ногами. От Февральской революции все ожидали перемен, но капиталисты не дали народу свободу, мир, землю, хлеб. В селе царила нищета.

В августе 1921 состоялось заседание Дурасовской волости, на котором выступил Плеханов. Он сообщил, что план по выполнению продналога по всей волости проходит очень слабо. Поэтому волость была разбита на 4 района, Богословка входила в третий. В каждый район были направлены члены волисполкома, так в Богословку и Валяевку направили Герасимова.

            В 1921-1923 гг. в селе коммун и артелей не было, были единоличные хозяйства. На 1 января 1924 года в Богословке насчитывалось 156 хозяйств.  В среднем, на одно хозяйство приходилась одна лошадь, 36 хозяйств не имели коров, 95 хозяйств не имели плугов и сох.

В 1927 году X٧ съезд ВКП(б) провозгласил курс на коллективизацию. В деревне главным стал лозунг: «Кто не идёт в колхоз, тот враг советской власти». «Врагов» насчитывалась добрая половина деревни. Это были люди, у которых были свой скот, своё поле, свой промысел, заработанные честным трудом. Их за несогласие с партийным курсом решили вытравить из советского общества. Этим был дан стандарт раскулачивания.

Комментарий: интересно, а много ли среди этих «врагов» было тех, кто на самом деле был против советской власти? Вполне возможно, что люди признали власть советов, поддерживали её, но вот создание колхозов было им не по душе… Ну не мог человек отобрать хлеб у своей семьи и отдать его неизвестно кому…  А не мог, значит, враг… Выходит такая была политика.

5 декабря 1929 года была создана Комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) под председательством наркома земледелия Я.А. Яковлева. Комиссии было поручено подготовить проект постановления о темпах коллективизации в различных районах СССР. В качестве практических мер по отношению к «кулаку» в районах сплошной коллективизации комиссией было рекомендовано:

1.  Проводить экспроприацию у крестьян всех средств производства и предавать их в неделимый фонд колхозов. 

2.  Выселять по постановлению сельских сходов и сельских советов тех крестьян, которые будут оказывать активное сопротивление советской власти.

Постановлением от 30 января 1930 года, утверждённым ЦК ВКП(б), «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах- сплошной коллективизации» все подлежащие к раскулачиванию подразделялись на три категории.

I категория: «кулацкий актив» - люди, причисленные к этой категории, подвергались аресту, заключению в лагеря и даже расстрелу;

II категория: «политические злостные кулаки» - подвергались выселению в северные и необжитые районы страны;

III категория появится чуть позже – в неё войдут все, не желающие вступать в колхоз, а так же члены семей «Врагов народа»

Комментарий: Довольно интересная классификация. И интересно в ней то, что к каждой из категорий можно отнести совершенно любого «нежелательного» человека. Ведь, если ты кому-то нежелателен, трудно будет доказать, что ты не член «кулацкого актива»

Пензенская деревня выделялась огромным количеством бедноты, не случайно в 90% сел были созданы комбеды.  После 1917 года набирает обороты процесс «осереднячивания» пензенской деревни. Таким образом, к концу 1920-х годов более половины крестьянского населения Пензенского края были середняками.

При проведении хлебозаготовительной кампании 1928/1929 г. применялись методы, проверенные в годы военного коммунизма: в Пензенском округе – развёрстка, в Кузнецком – заградительные отряды против крестьян, везущих хлеб на базар.

Комментарий: Получается, что крестьянин, не заинтересованный в продаже хлеба правительству, везёт его на базар, с целью получить за него деньги. Они ему необходимы, чтобы нормально вести хозяйство, содержать семью, кормить и одевать детей. Но не тут-то было, ему это сделать не позволяют. Не позволяют свои же – односельчане.                            

Выходит, что те, у кого «ни кола, ни двора» в прямом смысле слова лишают средств к существованию и  разоряют тех, кто всячески пытается наладить свою жизнь и, наконец-то, «при новой власти» прожить свой век в достатке.

        В целом, кампания в указанных округах проходила с трудом, крестьянство сопротивлялось; некоторые местные работники открыто заявляли о невозможности её выполнения, другие пытались всё-таки выполнять задания с использованием оружия.

Комментарий: И не удивительно. Ведь вступлению крестьян в колхозы препятствовало не только их стремление жить для себя и своей семьи, но и тот факт, что вместе с коллективизацией начался голод. Роковую роль сыграли также благоприятные погодные условия 1930 года. Был собран очень хороший урожай, и удалось продать за границу 7 миллионов тонн зерна. После этого у руководителей СССР началось головокружение от успехов, и они запланировали на 1931 год собрать 24 миллиона тонн. Однако погода ухудшилась, местами были засухи, и для выполнения этого плана колхозам пришлось буквально вывернуться наизнанку. То же самое произошло в 1932 году. На места были спущены еще более жесткие планы, которые составлялись в районах, совершенно произвольно, без согласования с колхозами. В результате, несмотря на то, что стихийных бедствий не было, деревня была вычерпана до дна, хлеба не осталось, и в 1933 году разразился жуткий голод». От лютого голода в 1921-1922 годах погибло 5.033.000 человек. А если учесть голод в 1918-1920 годах, эта цифра возрастает до 8.000.000 человек. На 1932-1933 гг. приходится от 4 до 7 млн. погибших от голода. И к ним надо прибавить ещё 3.000.000 человек, умерших от тифа, сопровождавшего голод. И это притом, что на железнодорожных станциях в одной только Курской губернии в вагонах сгнило 1.800.000 пудов зерна…

Такое «задание» по созданию колхоза было выполнено и в моём родном селе. В 1928 году в Богословке был создан первый колхоз имени профессора Н.И. Вавилова(имя было присвоено в 1928 году), который впоследствии стал одним из передовых. Об этом хозяйстве шла слава по всей Пензенской области: писали журналисты, председатель колхоза Лягин И.В., агроном Кузьмина И., рассказывали сами колхозники.

Старожилы с. Богословки Глухова А.В. и Широков Д.Н. в своё время рассказывали: « в 1928 году началось создание колхоза, агитировал учитель местной школы Ежов Ф.М.  В колхоз вошли 11 бедняцких семей – голь перекатная. У них в колхозе был один бык, 3 коровы, 2 лошади, 2 бороны. Кто не входил в колхоз, у того отбирали землю, не давали участок под покос, не разрешали гонять коров в стадо. Раскулаченных лишали политических прав». ( Воспоминания записаны Тарасовым А.Ф. в 1971 году).

Раскулачили и Кузмичевых. Главу семьи - Якова (отец умер за три года до коллективизации) арестовали. Произвол со стороны местной власти порой доходил до крайности.  Мать Якова - Матрена - от горя свалилась и только произнесла: «Сгубила я своего сына». Ещё во время революции его друзья из Пензы советовали ему переехать в город, подобрали большой дом. Яков стал советоваться с матерью. Она его отговаривала: «Яша, что ты будешь делать со своей большой семьёй? Ведь в городе ежедневно нужно иметь сумку денег, чтобы всех накормить». Он согласился. Его арест и раскулачивание свели Матрёну в могилу раньше времени.

Как-то раз к дому Кузьмичевых верхом на лошади в нетрезвом виде приехал Алексей Ильич Гришин (представитель власти в селе), который жил от Кузмичёвых через дом. В семье Гришиных отец умер рано, и три сына выросли в бедности. После установления советской власти братья сразу стали коммунистами, руководили всем в селе.

Когда Гришин подъехал, дома была одна мама – Мария Кузьмичева. Гришин стал ей говорить, чтобы дочь Лиза вышла за него замуж. Он поставил условие, что, если она согласится, то отца освободят из-под ареста и не будут выгонять из дома. Дал три дня срока на ответ.

Вечером этого же дня семья Кузьмичевых – старшие братья Федя, Саша и Иван, а также Лиза с мамой –  стали обсуждать этот вопрос. Мама объяснила, в чём дело, и обратилась к Лизе: «Доченька, выручай». Лиза согласилась. Потом пошла с подругами на посиделки и рассказала им обо всём. Они стали её отговаривать: во-первых, ей только 15 лет, а он намного старше её, во-вторых – он болел туберкулёзом.

Комментарий: Волей судьбы руководителями в селе стали те, у кого ровным счётом ничего не было. И вот эти люди, пронищенствовавшие всю жизнь, почувствовали власть. Не имея должного опыта, зачастую надеясь лишь на свою интуицию, они пытались как можно скорее сколотить колхоз. Не избегали и насильственных методов. В результате односельчане стали их бояться,  признали их силу, но не все.

А против тех, кто не признал применялись ещё более жестокие методы: арест, ссылка. Вконец осмелевшие «руководители» становились своего рода сельскими тиранами. Многие и жили по принципу: «что хочу, то и ворочу». Захотелось Гришину молодую жену – присмотрел в соседнем дворе какую надо. Явился без спросу, запугал до смерти. И нет ему дела, каково 15-летней девушке замуж за него, жизнь прожившего.

Подруги сообщили обо всём Карпову Николаю – парню, которому Лиза нравилась. Он в течение  трёх дней прислал сватов, и сыграли они свадьбу. Во время свадьбы из сельсовета приходили посыльный за посыльным: то какой-то налог не уплачен, то ещё что-то. Всячески не давали провести свадьбу.  Но всё же гости, хоть и со слезами на глазах, проводили Лизу к мужу в дом его родителей. Через несколько дней после свадьбы колхозные власти пришли выгонять семерых детей Кузьмичевых и их маму из дома. Отобрали двух коров, двух лошадей, всех овец и всякую птицу. Перевезли с гумна все сено и солому на колхозный двор. Вскоре их дом сломали, мельницу и крупорушку разобрали и увезли неизвестно куда.

Комментарий: Так и хочется воскликнуть «бедная Лиза»! Трудно представить, что происходило в её душе, сколько она передумала, перестрадала. Как разрывалось её сердце между желанием спасти свою семью и страхом сломать свою юную жизнь. Спасение пришло – откуда не ждала. Но было ли это для неё облегчением?! Могла ли она спокойно жить с любимым мужем, зная, как бедствует её семья? Это настоящая трагедия, не только внутри семьи, это трагедия и  в душе одного человека. Трудно представить, что творилось в её душе. Она чувствовала себя виновницей всех бед, обрушившихся на семью. Но можно ли её обвинять? Думаю нет. Ей было только 15 лет, жизнь ещё только началась и ей хотелось жить счастливо, с любимым человеком. Но счастья не было. А виной всему сосед, не желающий мириться с их устроенной, налаженной жизнью.  Не без его ведома им даже свадьбу мешали провести.

По-другому смотрели на проблему те, кому было поручено создать колхоз.

Вспоминает Володин А.И. – комсомолец 20-х, 30-х годов: «Мы – комсомольцы с. Богословка, могли зайти в любой дом под видом раскулачивания. У меня не было костюма, а у другого парня был такой костюмчик. И я решил его присвоить. С парнями зашли в дом и сказали, что мы по повестке НКВД. Провели обыск, кое-какие вещи взяли, открыли сундук и костюм прихватили. Иногда заходили в дом к зажиточным, открывали заслонку и брали еду. У одного «раскулаченного» взяли со двора корову и увели. Мы её отдали женщине, у которой было шестеро детей и муж – пьяница. Конечно, сейчас я понимаю, что мы поступали не очень хорошо. Может быть, действовали как хулиганы. Но в конце 20-х - начале 30-х мы чувствовали себя героями, так как вели борьбу с врагами советской власти, и нам казалось, что так и нужно было поступать.  Ведь к борьбе с ними призывал Сталин». ( Воспоминания записаны Тарасовым А.Ф. в 1969 году0.

Комментарий: Чаще всего под влияние попадают молодые, те, кто только начал свой жизненный путь, у кого ещё нет достаточного опыта.

Их убедили в том, что действуя в таком направлении, они поступают как герои. Что они – опора молодой советской власти, за ними будущее. У кого же от такого голова не затуманится. Охваченные «вдохновением», они старались выполнить порученное им задание «на отлично».

Почувствовав силу, поняв, что они – влиятельны, ребята не могли удержаться от злоупотребления предоставленной им властью. И всё же, неужели их не остановила совесть? Неужели они были настолько безнравственны, что грабили людей, которые не могли оказать им сопротивление? Радует то, что через года, прожив жизнь, они переосмыслили свою молодость, свои поступки, признали ошибки…

Коллективизация ударила и по моральным устоям крестьян. В селе в 1928 году была уничтожена церковь. Комсомольцы вытаскивали из здания иконы и бросали их в костёр. Многие жители, не веря в происходящее, хватали иконы, прятали их по домам, за что впоследствии многие поплатились. Священника Румянцева обложили особым налогом, лишили политических прав. Церковь использовалась под хранилище зерна, под ремонтную мастерскую. В 1967 году старое здание было разрушено и на его месте возвели Дом Культуры.

Комментарий: Тяжело представить душевное состояние тех крестьян. Люди, всю жизнь свято чтившие законы божьи, своими глазами увидели, как разрушают их святыню, сжигают лики тех, к кому они взывали с рожденья. Не удивительно, что они не верили в то, что видели, пытались спасти то, что было им так дорого.

Всем известно, что человеку без веры прожить нельзя, какой бы она ни была, она необходима. Какими же бесчеловечными должны были быть те, кто с кровью вырвал из человеческой души то, что на протяжении веков было её опорой?!

Удивительно, но во время Второй мировой войны там, где святыни все-таки уцелели,  фашисты позволяли проводить богослужения…

Беда накрыла семью Кузмичевых. У них не было ни дома, ни хозяйства. Старший брат Фёдор был отделён и жил через 6 домов от своей семьи. Мать и дети пошли к нему. А его в сельсовете уже предупредили, что, если он их пустит к себе, его раскулачат. Он ответил, что будет умирать вместе со своей матерью, братьями и сёстрами. Дом у Фёдора  был старый и небольшой. Несмотря на это, вскоре из сельсовета прислали бригаду плотников ломать дом. Сняли железо с крыши, начали поднимать верхние брёвна, из которых сыпалась гнилая пыль. Около дома собралось много народа, все вместе с жильцами плакали и просили плотников не ломать дальше дом, а пойти в сельсовет и объяснить, что дом гнилой и нет смысла его ломать. Плотники так и сделали. В сельсовете дали согласие дом дальше не ломать.

Комментарий: Каким же бессердечным  должен был быть тот, кто запретил Фёдору пустить в свой дом родную мать. И насколько сильным, насколько человечным оказался Фёдор. В его душе семья – одно целое. Он готов был  скорее умереть со своёй семьёй, чем спасти себя за счёт их погибели. И дом-то у него небольшой насквозь прогнивший. Но уголок нашёл каждому.

Да не тут-то было. Даже на такой полуразвалившийся дом сельсоветчики глаз положили. Да не столько и дом был нужен, сколько надо было непокорных на колени поставить, показать, что бессмысленно противиться, что тот, кто не в колхозе, не живет, а бедствует.

Страшно представить, что творилось в душе этих бедных людей, когда их лишали последнего крова. Эта боль захлестнула даже соседей и совсем посторонних людей. И все понимали, чувствовали жуткое положение пострадавших. И если бы не народные просьбы, кто знает, может, погибла бы вся семья без крыши над головой. А так – хотя бы стены оставили.

Так они и остались жить в доме без крыши. Семеро детей с матерью, двое детей Фёдора, он сам со своей женой, - итого 12 человек. Было это летом.

И вот наступила осень, начались дожди, с потолка полилась грязная вода, как из решета. Дома негде было укрыться, жильцы выбегали и прятались у соседей. Наступила зима, затем весна, еще одно лето, а Кузмичёвым всё не давали даже соломы, чтобы накрыть дом.

Комментарий: Каково же  было Фёдору!? В его доме, без крыши над головой оказались 12 человек (вместе с ним самим). Каково было ему осознавать, что он не может помочь своим самым дорогим людям, что он сам живёт в селе как на пороховой бочке.

Только осенью разрешили взять выброшенную подстилку из-под свиней. Тогда все, и большие, и маленькие, носили эту солому.  Потом пришли трое пожилых мужчин и стали перемешивать солому с глиной, покрывать дом.

А хозяина дома уже не было. Всех старших братьев – Фёдора, Александра и Ивана – стали преследовать, чтобы арестовать. Они скрывались, где кому придётся. Фёдор больше находился в Пензе, промышлял на кусок хлеба случайными заработками. Александр, как и Фёдор, ещё до раскулачивания был женат, вошёл в дом своей жены в посёлке Арбеково, работал в колхозе шорником, но, несмотря на это, был вынужден от преследования скрываться в наших лесах. У него уже был сын, потом родилась дочка. Дело было весной. Чтобы посмотреть на свою дочку и навестить больную жену, он приходил только ночью, когда стемнеет. От такой жизни Александр заболел тифом и в 22 года умер, оставив двоих маленьких детей.

Комментарий: Семья Кузмичёвых бедствовала. Вот так совсем неожиданно оборвалась нормальная жизнь. Рухнули все планы и надежды. Вместо хорошей избы – дом с голыми стенами, вместо крыши над головой – подстилка из-под свиней. Да и в этом ужасном положении их в покое не оставили. Вынудили старших братьев скрываться от преследований, бросить свои семьи, расстаться с жёнами и детьми. Александра эти преследования сгубили. Совершенно ясно было его желание видеть свою маленькую дочку и любимую жену. Естественно, сделать это открыто он не мог. Полное отсутствие жизненных условий, постоянное нервное напряжение, невозможность обратиться за медицинской помощью сделали своё дело. Как тяжело умирать в 22, оставляя сиротой ребёнка, вдовой – жену, зная, сколько ещё не сделано, сколько не прожито!

Брату Ивану было тогда 17 лет, он был ещё холостой и также перебивался в Пензе. На его пути встретились такие же молодые товарищи, скрывавшиеся от преследований. Однажды Ивану сделали поддельные документы, по которым он устроился стрелочником на железной дороге. Вскоре кто-то опознал его и ему пришлось бежать от ареста. Трое молодых парней, не имея возможности зарабатывать на хлеб законным путём, стали встречать на лесных дорогах людей, отнимать у них хлеб, продукты и деньги. Жили они в лесу, в земляных ямах, которые сами себе выкапывали. Были времена, когда им приходилось быть голодными.

Домой к маме Иван старался не приходить, так как знал, что они сами голодают и помочь ему не могут. Да и не хотел пугать своим внешним видом. Поэтому осмелился прийти к папиному другу, живущему в Пензе, который его иногда поддерживал, давал поесть, помыться. И вновь вскоре Ивана кто-то опознал, и за ним началась слежка. Арестовали его мать – якобы за то, что она его прячет. Она просидела в тюрьме двое суток. У неё брали показания, допрашивали. Когда ей задали вопрос: «Ваш сын арестован. Что вы скажете, если мы его расстреляем?». На что она ответила: «Если он это заслужил, воля ваша». А когда ей стали зачитывать протокол, то оказалось, что ответ на этот вопрос был таков: «Мать от сына отказалась и просит его расстрелять». После допроса Марию освободили, так как Ивана и его товарищей действительно задержали.

Это было в 1935 году. Ивану тогда было 22 года. Когда вели их по улице Московской в областной суд, он был в кандалах, как главарь шайки. Хотя они никого не убивали и не наносили телесных повреждений, Ивану дали 10 лет тюрьмы. Попал он в город Магадан, потом на Колыму. После освобождения продолжал там работать. В общей сложности прожил там 22 года. Затем вернулся в Пензу. В 1983 году он умер.

Комментарий: Вот так трагично сложилась судьба другого брата.

Здесь нельзя не сказать о том, что переживала всё это время их мать. Каково было ей? Мужа арестовали, дом сломали, чуть не оставили без второго жилья. Сыновья скрывались. Один – умер, второму – тюрьма. А ведь могли они жить и по - другому. Могли бы  Мария с Яковом  нянчить внуков, радоваться на детей. Но тем, кто разрушил их жизнь не было дела до простого человеческого желания жить счастливо.

Лиза прожила со своим мужем-спасителем – Карповым Николаем Васильевичем – 10 лет, у них родились два сына – Виктор и Борис.  После женитьбы они жили у его родителей около двух лет, потом им выделили часть конюшни. Николай Васильевич был столяр–плотник. Он сделал из конюшни дом. Остальные дети с матерью жили в то время в посёлке Арбеково, так как у Фёдора родилась третья дочка (им самим вряд разместиться).

В 1936 году Яков Семёнович вернулся из заключения домой. Это было зимой. Не прошло и недели, как он пошёл в правление колхоза и по договору начал работать: сортировал семена. С помощью добрых людей Яков построил свой маленький низенький домик. Пол первое время был земляным, потом его кое-как сделали из тонкого тёса. Мария была очень рада, что, наконец, обрела свой уголок. Но недолго пришлось радоваться. В 1937 году Якова Семёновича опять арестовали.  

Комментарий: Так началась волна Большого террора – с «окончательного решения» крестьянского вопроса. Репрессированные в начале 30-х годов крестьяне возвращались домой, к своим семьям. Они были полны надежд на жизнь в семье с женой и детьми - пусть незажиточную, но с семьей. И у  Кузмичёвых только-только появилась  надежда вновь наладить свою жизнь. Только обзавелись своим жильём, начали строить планы.  Только Яков устроился на работу и, казалось, все старые размолвки забыты, как нет. Не по нутру был некоторым такой ход вещей. И снова избавились от Кузмичёва. На этот раз навсегда.

С 1937 года семья ничего не знала о судьбе отца. И только в мае 1997 Валентина Яковлевна получила ответ на свой запрос из управления ФСБ по Пензенской области, из которого узнала, что Кузмичёв Яков Семёнович был расстрелян 14 января 1938 г. в городе Пензе. Из ответа стало понятно, что 15 апреля 1931 года (во время первого ареста) он был репрессирован тройкой при ПП ОГПУСВК по статье 58 пункт 10 на три года лишения свободы без конфискации имущества. Однако, он отбывал срок в шесть лет. И было конфисковано всё его имущество.

В семье сохранился рассказ Якова Семеновича о том, что директор рыбокомбината г. Мурманска, где Кузьмичев работал, посоветовал ему, когда он освобождался, чтобы он поехал в свою деревню, забрал всех ребятишек и жену и вернулся бы обратно в Мурманск. Он сказал: «Не дадут тебе там покоя, пока живы твои недруги». Яков ему ответил, что теперь у него, кроме ребятишек, нет ничего и брать нечего.

 Комментарии: Но он ошибался.  И не удивительно.  Да разве мог он представить, что  само государство будет уничтожать своих работников, своих кормильцев?  Невозможно понять смысл этой новой волны репрессий в отношении крестьян – на этот раз не грабительской, терзающей и закабаляющей, а уничтожающей.

Жена Якова Семеновича Мария Степановна, выходя за него замуж, была совсем неграмотной, но с появлением детей она самоучкой начала шить. Свекровь полюбила её за покорность и трудолюбие, и купила ей ножную швейную машинку. Так что, когда не стало в доме кормильца, и надо было спасать детей от голодной смерти, стала Мария в трудное для неё время шить на людей. Всю войну из правления сельпо привозили овчины, и она шила из них полушубки, рукавицы для фронта.

Мария Степановна умерла в 1951 г. на 62 году жизни, так и не узнав о судьбе своего мужа.

Несмотря на гонения и репрессии, с началом Великой Отечественной войны Фёдор и Николай, а позднее и Валентина были призваны в Красную Армию. Фёдор и Николай были в действующей армии, оба были ранены. Валентина находилась в тылу в одном из автобатальонов под Куйбышевом. Все трое вернулись домой. А муж Лизы – Карпов Николай Васильевич – в 1942 пропал без вести под г. Сталинградом.

Александра в 15 лет вышла замуж за Базаева Константина Константиновича. Он был железнодорожником, на фронте не был. Но и в тылу было не легче.

Лизе и Косте пришлось нелегко на трудовом фронте в тылу.   Когда началась война, Косте шел одиннадцатый год. Мужчины все были призваны на фронт, а такие дети, как Костя, стали работать за взрослых. Они сеяли, пахали, собирали урожай и возили на элеватор сдавать, хотя самим приходилось голодать. Маленький Костя приносил паёк сестре. До 1969 года он работал в колхозе и только перед пенсией переехал в Пензу, где работали его дети.

Лиза в войну работала на разных работах, даже конюхом. Всё вынесло их поколение: и сеяли, и жали, и молотили, и мешки с зерном на себе перетаскивали.

Комментарий: Сколько пришлось им вынести во время войны. Но они не сдавались, всех себя отдавали кто – фронту боевому, кто – фронту трудовому. Ничего не дала им советская власть, только лишила последнего. Однако, не предали Кузмичёвы свою родину, не оставили в трудную минуту. Да ведь, и защищали они не красных комиссаров, а свою родную землю, отчий край, мать, детей, сестер и братьев.

Виктора Мария родила после того, как арестовали Якова, он его даже не видел. Прожил Витя всего полгода, заболел и умер.

За три года до коллективизации умер дедушка – отец Якова. Когда их раскулачивали, бабушка Матрёна от горя свалилась и только произнесла: «Сгубила я своего сына». Ещё во время революции его друзья из Пензы советовали ему переехать в город, подобрали большой дом. Яков стал советоваться с матерью. Она его отговаривала: «Яша, что ты будешь делать со своей большой семьёй? Ведь в городе ежедневно нужно иметь сумку денег, чтобы всех накормить». Он согласился. Его арест и раскулачивание свели Матрёну в могилу раньше времени.

Мне кажется, что именно неограниченная «борьба с врагами» и привела к тому, что коллективизация стала настоящей трагедией. В заключение своего исследования я хотела бы назвать имена тех, кто пострадал в годы политических репрессий - слишком велика была эта трагедия, чтобы обойти ее молчанием.  Память об этих людях и увековечивание их имен – это наше покаяние за бессмысленную жестокость государства и предупреждение на будущее. Каждое имя из этого списка как бы говорит нам: прошлое не должно повториться.

 

  1. Андреев Николай Куприянович (М-Валяевка; июль 1931; выселен с семьёй)
  2. Андреев Степан Куприянович (М-Валяевка; июль 1931; выселен с семьёй)
  3. Волков Иван Андреевич (М-Валяевка; выслан весной 1931)
  4. Володин Иван Константинович (М-Валяевка; выслан в марте 1931)
  5. Володин Константин Иванович (Богословка; выслан в 1933)
  6. Володин Павел Константинович (Богословка; выслан в мае 1933)
  7. Володин Фёдор Николаевич (Богословка; арестован ОГПУ в сентябре 1931; владел мельницей, просорушкой, торговал хлебом)
  8. Володина Мария Григорьевна (М-Валяевка; раскулачена в 1931; владела мельницей, молотилкой)
  9. Глухов Александр Тимофеевич (М-Валяевка; в 1933 лишён избирательных прав, в 1934 восстановлен)

10. Глухов Пётр Тимофеевич (Богословка; в 1933 раскулачен, в 1934 восстановлен)

11. Кузьмин Алексей Иванович (М-Валяевка; раскулачен, арестован по статье 58 пункт 10 УК РСФСР, выслан)

12. Кузьмин Фёдор Иванович (Богословка; арестован в феврале 1931 по ст. 58 п.10 УК РСФСР)

13. Кузьмина Евдокия Михайловна (М-Валяевка; жена кулака; муж арестован и выслан)

14. КУзмичёв Семён Семёнович (М-Валяевка; лишён избирательных прав в 1931)

15. Кузмичёв Трифон Сергеевич (М-Валяевка; лишён избирательных прав в 1924, в 1928; восстановлен в 1930)

16. Кузмичёв Яков Михайлович (М-Валяевка; в 1931 лишён избирательных прав)

17. Кузмичёв Яков Семёнович (в 1931 арестован, в 1935 сослан на 3 года, жену выгнали из дома за похороны свекрови по церковному обряду)

18. Никишин Дмитрий Леонтьевич (Богословка; в 1931 приговорён к 5 годам лишения свободы)

19. Никишин Герасим Леонтьевич (М-Валяевка; раскулачен в 1930, затем в 1931)

20. Никишин Иван Герасимович (М-Валяевка: осуждён в 1931, 1935)

21. Никишин Иван Михайлович (Богословка; в 1932 лишён избирательных прав, восстановлен в правах в 1931)

22. Никишин Иван Фёдорович (М-Валяевка; в 1931 лишён прав и имущества)

23. Никишин Михаил Игнатьевич (М-Валяевка; раскулачен в 1933)

24. Никишин Михаил Фёдорович (М-Валяевка; раскулачен в 1931)

25. Никишина Варвара Герасимовна (М-Валяевка; раскулачена в 1931)

26. Никишин Егор Леонтьевич (Богословка; арестован в 1931)

27. Потиханов Иван Васильевич (Богословка)

28. Потиханов Иван Петрович (М-Валяевка; в 1931 выслан вместе с семьёй)

29. Потиханов Осип Осипович (М-Валяевка; в 1934 выслан с семьёй)

30. Потиханов Павел Васильевич (Богословка; выслан в 1934)

31. Потиханов Пётр Васильевич (М-Валяевка; лишён избирательных прав)

32. Самышкина Т.Н. (Богословка; в 1933 раскулачена)

33. Широков Никанор Григорьевич ( М-Валяевка; арестован в 1931)

34. Широков Фёдор Никанорович (М-Валяевка; в 1931 лишён избирательных прав)

35. Широков Осип Иванович (М-Валяевка; лишён избирательных прав)

36. Широлапов Пётр Ильич (М-Валяевка; в 1931 лишён прав, в 1934 восстановлен)

37. Широлапова Елизавета Николаевна (М-Валяевка; в 1929 лишена прав, в 1936 восстановлена)

38. Широлапов Степан Николаевич (М-Валяевка; в 1933 раскулачен)

 И это только по двум небольшим близлеащим сёлам! Но сколько же поломанных судеб, несчастных жён, оставшихся без мужей, осиротевших детей.

А сколько тех, кого выслали вместе с семьёй, в буквальном смысле обрекая на гибель и стариков, и малых детей! А если увеличить эту трагедию до масштабов всего Советского Союза?

Получается совсем жуткая картина: миллионы подвергшихся террору.

 Заключение.

 

            Хочется поклониться этим удивительным людям, пережившим столько бед, унижений, голод, холод. Людям, выжившим там, где, казалось бы, невозможно жить. Людям, терпящим гнёт, увечья, но не покорившимся в душе, до последнего борющимся за бесценную человеческую жизнь. Тем, которые пройдя через ад репрессий, остались людьми и самое главное – смогли рассказать об этом кошмаре, об этой «укрепляющей» СССР политической мере нам, людям, живущим в свободной стране, не знающим сталинского режима, не вздрагивающим от шороха за окном, не погибавшим в Гулаге.

Я уверена, что люди, живущие в России, будут знать об этом ужасном эпизоде в истории страны  лишь со слов тех, кто когда-то пережил это.

 

Источники:

  1. В.А. Власов, О.В. Степанова, А.В. Тишкина «Коллективизация и раскулачивание в Пензенском крае»
  2. Издание верховного совета РФ «Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий»
  3. «Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927-1939. Том 1. Май 1927 – ноябрь 1929.»
  4.  Международный Мемориал, 2007 «База данных о жертвах политического террора в СССР».
  5. Алексей Мальков «Родник памяти»
  6. Научно – популярный журнал «Краеведение 1998 №1-2»
  7. А.Ф. Тарасов «История Богословского колхоза»
  8. Воспоминания Кожуховой (Кузмичёвой) Валентины Яковлевны, Володина А.И. , Глуховой А.В. , Широкова Д.Н.
  9. Интернет – ресурсы.