Исторические факты::Выселение крестьян::Они были щепками ...

Они были щепками для строителей светлого будущего.

Автор: Тамбовцева Ольга, ученица 11 класса лицея № 55 г. Пензы

 

Потомкам всегда интересно узнать, как жили прадеды, какие испытания ложились на их плечи, каким образом они их преодолевали. Мне хочется рассказать о своих родственниках, переживших эпоху коллективизации.

Ликвидация кулачества как класса. Как это звучит страшно! Откуда это понятие – кулак?

Владимир Даль толкует его следующим образом: «кулак – перекупщик, переторговщик, маклак, прасоль, сводчик, - особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях; сам безденежный, живет обманом, обсчетом, обмером…» Кулачество – это «промысел кулака, прасольство, перекупье, барышничество». Вот так неожиданно далеко от привычного понятия.

В русле привычного понимания понятия «кулак» трактовка  В.Д.Ушакова - – это «зажиточный крестьянин, эксплоатирующий односельчан», а кулаки – «богатые крестьяне, которые угнетают чужой труд, либо нанимая работников, либо давая деньги в рост и т.п.».

В советском энциклопедическом словаре 1954 года кулаки – это «сельская буржуазия; кулачество – деревенская буржуазия, самый многочисленный из буржуазных слоев в капиталистической деревне. Кулачество обогащается за счет жестокой эксплуатации батраков, деревенской бедноты и других слоев трудового сельского населения».

Но в то же время в этой же статье сказано, что «в царской России  в 1913 году кулачество составляло 12,3% населения. Оно «производило» 50% всего товарного хлеба». Оказывается, кулаки – не ростовщики и скупщики, а производители!

Так кто же такой кулак?

В пензенском энциклопедическом словаре в статье о ликвидации кулачества дана характеристика кулака: «Согласно ряду постановлений ЦИК и ЦНК СССР весны и лета 1929 года к кулацким относились хозяйства по следующим признакам:

  • доход в год на одного едока 6 300 рублей (но не менее 1500 рублей на семью),
  • занятие торговлей,
  • сдача внаем сельскохозяйственных машин и помещений,
  • применение наемного труда,
  • наличие мельницы, крупорушки, маслобойки и прочее».

Все кулачество делилось на три категории:

  1. контрреволюционный актив – подлежал заключению в концлагеря;
  2. богатые влиятельные кулаки – подлежали высылке в отдельные местности страны;
  3. остальные кулаки – расселялись на запольных участках или использовались на строительных работах и добыче стройматериалов в пределах округов.

Первоначально для Пензенского округа квота  высылаемых составила 1063 хозяйства, не считая контрреволюционных элементов, число которых органами ОГПУ было определено в 800 человек. Всего в разряд кулацких по округу было зачислено 10273 хозяйства, т.е. 5% от общего количества крестьянских дворов).

Начавшееся с конца 1927 года наступление на кулака в 1929-1930  годах переросло в ликвидацию кулачества как класса. Привожу выдержки из нескольких документов:

I.

Из докладной записки из Пензенского оперсектора ОГПУ от 27 января 1930 года: «…к выселению кулаков из округа намечается из 13 районов тысяча человек (глав семейства), всего к выселению с семьями подлежит 5 тысяч человек (исходя из расчета 5 человек на семейство)… Для отправки общего количества, подлежащего к выселению, потребуется 166 вагонов, исходя из расчета 30 человек на 1 вагон».

II.

Из постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» от 1 февраля 1930 года: «Представить краевым, областным исполнительным комитетам и правительствам автономных республик право применять в этих районах все необходимые меры борьбы с кулачеством, вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краев (областей)».

III.

Из циркуляра полномочного представителя ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю от 30 апреля 1931 года. Совершенно секретно. Весьма срочно.

«В период времени с 20 мая по 15 июня сего года будет проведено новое массовое выселение за пределы края на Урал всех кулацких хозяйств, в составе которых имеется хотя бы один трудоспосбный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет. Это массовое выселение будет означать дальнейший новый решительный шаг по ликвидации кулачества как класса, на базе сплошной колективизации, в деле выкорчевывания корней капитализма в деревне. Массовое выселение представляет собой громадной возможности политическую задачу».

Из вышеприведенных документов следует, что в стране был законодательно утвержден произвол. Конфискация имущества и высылка – это жестокие уголовные наказания, репрессии, которые применялись к людям, не совершившим никаких преступлений, к целым семьям – от младенцев до стариков – без всяких разбирательств, по спискам, утвержденным край- и облисполкомами. Потому они и получили название «политические», а не уголовные, не административные, не экономические и не какие-либо иные, вызванные реальными правонарушениями, а по

Семьи зажиточных крестьян, а затем и семьи середняков (а когда их количества не хватало до плана, то и семьи бедняков) выкидывали из их домов, отбирали у них все - не только средства производства, но и домашнюю утварь, детские вещи.

Судьба моих родственников похожа на судьбы многих других людей. Они тоже пережили этот страшный период раскулачивания, когда было выселено или физически уничтожено наиболее трудолюбивое крестьянство. Приведу выдержки из некоторых документов.

КОНЕЦ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Моя прабабушка со стороны мамы Гулевская Прасковья Васильевна, в девичестве Ларионова, рассказала о нелегкой судьбе, выпавшей на долю ее семьи. Она родилась в 1913 году, была третьим выжившим ребенком у Ларионова Василия Тимофеевича. Предки Ларионова пришли в голодные годы на Кубань с Украины – из-под Днепропетровска. Не просто им было прижиться на новом месте, так как казаки не привечали пришлых. Василий Тимофеевич женился по любви на Пелагее Харитоновне Пановой, которая была дворянского сословия из города Анапы. Ее родители были против неравного брака, и она венчалась с Василием без родительского благословения. Василий Тимофеевич проявил себя радивым и сметливым хозяином. Он владел небольшой лавкой, в которой торговал мануфактурой, керосином и спичками. Кроме того, у него было 10 десятин земли, 2 коровы, 2 быка и 2 лошади. Семья была верующая, соблюдали посты, ходили в церковь.      Несмотря на то, что работали много, питались в основном кашей, овощами, фруктами, молочной пищей, пекли лепешки. Мясо ели только по воскресеньям: готовили петуха, индейку или утку. После революции быков отобрали, а на лошадях должны были вывозить породу из шахт под Новороссийском.

В конце 20-х годов семью раскулачили.  О  том,  что утром придут выселять,  Василия Тимофеевича предупредили заранее. Договорившись с женой и детьми встретиться в районе города Дербента в Дагестане, вечером,   собравшись якобы на охоту,  он с ружьем ушел из дома. Утром жену с детьми посадили на поезд и вывезли в Сальские степи под Элисту. С собой разрешили взять только сундук с вещами и стол.  Жить пришлось на открытой местности, где не было никаких строений. Зимой  ютились на снегу под столом,  накрытым рядном (домотканное покрывало).  Пелагея Харитонова ходила в близлежащее село, там стирала, убирала. За это давали немного еды.  Чтобы люди не разбежались, стояла вооруженная охрана.

СПАСЕНИЕ СЕМЬИ

Спас их старший сын Павел (1907 года рождения). Когда семью выселяли,  он служил в Красной Армии, где вступил в партию. Вернувшись домой, он узнал, что семья выслана. Приехав под Элисту, он нашел мать с сестрами. Договорившись заранее с погонщиками верблюдов, он предъявил охранникам партийный билет, который в то время был символом власти. Показав на мать и сестру, Павел приказал их отпустить. Растерявшаяся охрана безропотно выполнила этот приказ. Спустя некоторое время, они опомнились и бросились вдогонку на лошадях. Заметив преследование, беглецы прибавили ходу. На лошадях по песчаному грунту двигаться было тяжело. Постреляв от бессилия им вслед, преследователи повернули обратно.

Но опасность не миновала. В любой момент их могли обнаружить . И тогда было решено разделиться. В Дагестан добирались поодиночке.

Прасковье Васильевне (прабабушке) было тогда 16 лет. «Еду в поезде, -  вспоминала она, - а по мне вши ползают. Добралась до родственников в Моздоке - они испугались, увидев меня. Прежде чем впустить в дом, сняли с меня и сожгли всю одежду, вымыли, тщательно обработали голову золой, вычесали. Через несколько дней отвезли под Дербент к отцу».

Отец к этому времени устроился в одном из аулов под Дербентом. Местный паша (старший в деревне) проникся к нему уважением. Он ценил его как работника и человека: «Хоть ты Василь кулака, я пишу батрака». Скоро семья собралась вместе. Они научили местных жителей выращивать лук, а когда аул должен был выполнить план по заготовке мяса, Василий Тимофеевич предложил эабивать кабанов, которые в больших количествах водились в горах. Рассказывала прабабушка моей маме, как собравшись все вместе они столкнулись с тем, что есть было не из чего. Но Василий Тимофеевич нашел глину, и вся семья принялась делать глиняную посуду. Когда налили горячее, посуда треснула. Заново начали делать тарелки, чашки и обжигать в печи. Так и пользовались тем, что сделали.

Несмотря на то, что дочери у Василия были красивы, местные ребята их не обижали, относились к семье с уважением.

ТЕЛЕГРАФНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Какое же огромное количество семей принудительно переселялось в это время из одной части Советского Союза в другую! И организовывать это переселение было поручено не хозяйственным органам, а НКВД. Как же они справлялись с порученным делом?

Проследим исторические события 1930 года по телеграммам из провинции. В телеграмме из Самары от 1930 года говорится:

«Прибывшем в Соликамск 8 февраля из Майкопа эшелоне № 6 все высланные приехали летнем платье большинство босиком тчк Прибывшем эшелоне из Аткарска шло высланных 190 человек зпт 100 человек свыше 70 лет тчк Из города Петровска выслано немало вдов тремя и пятью малолетними детьми и одних стариков тчк Кузнецких эшелон № 501  10-15% имели рваную одежду зпт рваные лапти зпт валенки тчк Выслан глава семьи тчк Около трех лет был рядах Красной Армии зпт до революции торговал семечками тчк выслан  глава семьи с членским билетом профсоюза на руках тчк»

Еще одна телеграмма:

«в оренбургском округе работники партизански вывезли на железнодорожную станцию 11 кулацких семеЙ ТЧК В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАМОРОЖЕН РЕБЕНОК ЗПТ ВТОРОЙ СИЛЬНО ОБМОРОЖЕН ТЧК»

И следующая:

«ПРИ ОТПРАВКЕ КУЗНЕЦКОГО ЭШЕЛОНА УСТАНОВЛЕНО ЗПТ ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЫСЕЛЕННЫХ ОСТАВЛЕНО БЕЗ ТЕПЛОЙ ОДЕЖДЫ ЗПТ ЧАСТЬ РАЗУТО ИЛИ ЛОХМОТЬЯ НА ГОЛОМ ТЕЛЕ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО ДО ДЕТЕЙ ТЧК БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО БОЛЬНЫХ ЗПТ ДОСТАВЛЕНЫ БЫЛИ СУМАСШЕДШИЕ И НЕНОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ ТЧК»

МОИ ПРАРОДИТЕЛИ

В Дербенте бабушка Прасковья встретила Гулевского Михаила Федоровича. Встречи их были недолги, и они расписались. В приданое был отдан стол и рядно.

Расскажу немного о Михаиле Федоровиче Гулевском. Он – сын мельника из Ставрополья. Родителей и четверых детей погрузили в вагоны и отвезли на Колыму. Любил прадед напевать: «Колыма, Колыма, двенадцать месяцев зима, остальное лето». По словам прадеда их поместили в лагерь, но мне кажется, что это было спецпоселение, потому что там была вся семья вместе. Но со спецпоселений уехать тоже нельзя было, как и из лагеря. В этих тяжелых условиях с мама моего прадеда – моя прапрабабушка - умерла от родов. Похоронили ее под березкой. После похорон мой прадед и его дружок решили бежать. Пробирались месяца два по тайге, Михаил Федорович уже к этому времени обучен был всему, что в жизни необходимо для настоящего хозяина. Также и охотиться. Встретили нищего, который ходил побираться, отобрали у него всю пищу. Но тот стал плакать, просить: «Ребятки, помру ведь я без пищи». Половину вернули, а половину тут же съели, так как долго шли по тайге и испытывали голод. Но прадед на всю жизнь запомнил эту плесневелую кашу.

Чудом друзья добрались до Казахстана, так как паспортов не было. И здесь моему прадеду повезло: ему удалось устроиться на работу в Заготзерно.

Так как прадед был сыном мельника и рос при мельнице, он хорошо разбирался в зерне: в сортности, болезнях, качестве. Муку на ощупь и на язык определял по количеству клейковины. Он был грамотен, смекалист, мастер на все руки. Характер у него был покладистый, старался никого не обидеть. С властями был всегда насторожен.

Не знаю, как моему прадеду Михаилу Федоровичу удалось, но в Заготзерне он быстро вырос до начальника, сумел накопить нужную сумму денег, а затем не побоялся вернуться к месту ссылки своих родных на Колыму. К этому времени отца уже не было в живых. Он вызволил из неволи своего брата Александра, сестер Нюру и Клаву и привез в Казахстан.

В жизни мой прадед всегда носил буденовку, гимнастерку и галифе. Все думали, что он коммунист. Но он коммунистом никогда не был и не стал. Любви к партии он не испытывал, а одежда помогла выжить.

В 1936 году в Дербенте родилась у Гулевских дочь Вера – моя бабушка. Она выросла, заканчивала советскую среднюю школу. В 1953 году ей было 17 лет. И в этом году, который считается концом политических репрессий – сталинских репрессий! - в 1953 году моя бабушка Вера Михайловна Гулевская, совсем юная девушка, была арестована и осуждена  по статье 58-10.

За что? За донос.

Когда «отец всех народов» И.В,Сталин умер и под репродуктором стояла большая толпа и плакала, девушка Вера сказала: «Подумаешь, одним дураком меньше стало!»,  и – получила 10 лет. Она отсидела 2 года, а потом, когда  во главе государства встал Н.С.Хрущев, ее сначала выпустили, а затем реабилитировали.

Сейчас Вера Михайловна живет на Украине. У нее много болезней, часть из которых остались от того времени, когда она, семнадцатилетняя девушка, была оторвана от семьи, родных, и брошена в нечеловеческие условия лагерной жизни.

III

Судьба моих предков отражает судьбы миллионов крестьян России. Часть из них – безвестны. Порой даже  члены семьи не знают о судьбах своих родных, потому что часто бывало так: за человеком приходили, его увозили, и – все. Больше ничего о нем было неизвестно.

И такое горе тоже есть в нашей семейной памяти - это судьба свекра Веры Михайловны Гулевской (в замужестве Краснокутской).. в нашу семью.  В 1938 году какие-то люди пришли к нему домой и забрали его. Больше его никто никогда не видел. Что с ним стало?

На  долю этих людей выпали тяжелейшие испытания. Как они переносили их? Многие погибали. Но у некоторых все же находились силы, которые помогали им выжить, выстоять в тяжелейших условиях. А может быть, более удачно складывались обстоятельства? Кто знает…

КУЛАК? НЕТ, ЗАЩИТНИК!

Судьба еще одного моего прадеда Мусатова Василия Егоровича тоже неизвестна.

По переписи 1917 года архивные сведения показывают, что семья Мусатова Егора Матвеевича – моего прапрадеда - не была кулацкой.

Хозяин – 50 лет.
Имеет сына – 35 лет, призванного на войну, и сына 19 лет (Это прадад Василий. О.Т) 
Жена – 50 лет.
Дочери – 12, 11 и 8 лет.
Сноха – 35 лет.
Внучки – 9 и 5 лет.
Сноха – 19 лет (Это моя прабабушка Марфа – жена прадеда Василия. О.Т.)
Имеет земли 12,56 десятин.
Всего голов скота – 8. Из них: лошади – 2, коровы – 2, овцы – 2 , свиньи – 2.
 

Имущества, как видим из документа, для такой большой семьи  (11 человек!) – не густо, на кулака не тянет, но по рассказам эта семья была раскулачена. В архиве я не нашла документов, подтверждающих факт раскулачивания моего прадеда, на что работники архива заметили: «Случалось, что имущество присваивалось без оформления соответствующей документации».

Вернемся к прадеду Василию Егоровичу. У него была семья – жена, Марфа Степановна, 9 детей, но только трое выжили: Анна – 1923-го года рождения, Евдокия – моя бабушка - 1926 года рождения, Алексей – 1935 года рождения).

Я своего прадеда не видела, расспросить о былом не могла, потому что мой прадед, Мусатов Василий Егорович, не вернулся с Великой Отечественной войны. Он погиб под Сталинградом.

В книге «Память» установлено:

Мусатов Василий Егорович

     Год рождения        1897
     Место рождения    Башмаковский район
     Место призыва      Башмаковский РВК
                                     Красноармеец  
                                     00.07.1942 пропал без вести

К сожалению, составители книги «Память» допустили неточность в биографии моего прадеда Мусатова Василия Егоровича - он родился 1 января 1899 года в селе Ушинка Наровчатского уезда, затем переселился жить в деревню Водокачка Башмаковского района.

Моя бабушка, Евдокия Васильевна Мусатова (Тамбовцева), дочка Василия Егоровича, помнит переезд из деревни Ушинки Земетчинского района в деревню Водокачка - как она четырехлетняя девочка шла куда-то со своей любимой тряпичной куклой в руках.

Был ли Василий Егорович кулаком?

Все имущество и дом достался по наследству от отца, добросовестно трудившегося на земле своей семьей. Всю жизнь трудился и он сам – кто же еще стал бы кормить его семью, его жену и детей?

Но даже не возникает вопроса: был ли Василий Егорович защитником Родины?

Последний раз его живым видел односельчанин, когда Василия Егоровича, раненного под Сталинградом в живот, грузили для отправки в тыл, и далее его след теряется.

Василий Егорович Мусатов был защитником Родины. И в самом деле, а кто же будет защищать родину его жены и детей, их будущее?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 .

  1. Пензенская энциклопедия. Москва, 2001 г. с. 304.
  2. ГАПО. Ф.889.оп.1. д.6643.л.17.
  3. ГАПО. Ф.889.оп.1. д.6642.л.19.
  4. ГАПО. Ф.158.оп.3. д.3218.л.199.
  5. ГАПО. Ф.889.оп.1. д.6643.л.175.
  6. ГАПО. Ф.889.оп.1. д.6643.л.127.
  7. ГАПО. Ф.889.оп.1. д.6643.л.164

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  1. Генеалогическое древо моей семьи.
  2. Портрет
  3. Телеграммы. 30 год.
  4. Документы и телеграммы. 30 год.
  5. Телеграммы. 30 год
  6. Телеграмма из Оренбурга.
    7, 8. Телеграмма из Самары.
    9.  Телеграмма Ягоды.
    10.  Телеграмма Ягоды.
    11, 12, 13, 14. Циркуляр.
    15. Телеграммы. 31 год.
    16. Телеграммы. 33 год
    17. Список кулаков (к аресту).