Исторические факты::Установление советской власти::Город Пенза при новом строе

ГОРОД ПЕНЗА ПРИ НОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ

Автор: БАГАНОВ Павел, ученик 10 класса МОУ лицей архитектуры и дизайна № 3 г. Пензы 

Руководители:
АЛФЕРТЬЕВА Татьяна Яковлевна, председатель Пензенского общества «Мемориал»;
ЛАРИОНОВА Анна Константиновна, учитель русского языка и литературы

 Х Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век»

2008-2009

 "Если  выкорчевать  дерево, то  на   его  месте  можно  вырастить  новое. Но  если  мы  разрушаем  старину, памятники культуры, стираем  с  карты  исторические  названия, тем  самым, по  мнению  учёного, мы  уничтожаем  генетический  код  нашей  исторической  памяти. Поэтому  наша  любовь  к  духовному  наследию  своего  народа  должна  быть  действенной". В. Л.Янин

        Однажды  в  конце  сентября  по телевиденью передали местные новости, которые нас  очень  заинтересовали. Диктор  сообщил  о  заседании  краеведов. Они  поднимали  вопрос: « Почему, когда  весь  мир  борется  против  терроризма,  в  нашей  Пензе  многие  улицы  города  носят  имена  террористов?».

      Нельзя  ли  вернуть  этим  улицам  старые  добрые  имена. Мэр  города  сказал, что  это  сложно. В  казне  на  это  нет  денег. «Странно, – обсуждали мы эту новоть, – в  годы  Гражданской  войны, в  годы  разрухи деньги  на переименование улиц, переулков, площадей нашлись, а  сейчас  нет. А  может  быть  дело  не  в  деньгах?!»  

Мы вышли  на  улицу. Как  называлась  эта  улица  раньше? Вдруг раздался колокольный звон со звонницы расположенного недалеко Покровского собора. мы посмотрели на него, и у  нас  возникли  ещё  вопросы о нашем городе. Почему  этот  прекрасный  собор  находится  в  таком  запущенном  состоянии? Всё  наше детство  прошло  около  этих  развалин. И еще мы  обратили  внимание  на  величественные  развалины  собора  Троицкой  обители.

       Почему  горожане  и  городские  власти  допустили  до  такого  состояния  эти  величественные, и  несмотря  на  такое  запущенное  состояние, красивые  здания? Мы  стали  искать  ответы  на  свои  вопросы: спрашивали  родителей, учителе, знакомых,  перерыли  гору  книг, посетили  архив. В  конце  концов,  мы  нашли  ответы  на  все  мучавшие  нас  вопросы, но в ходе поиска возникали другие, всё  новые  и  новые  вопросы  и, наверное, им  никогда  не  будет  конца.

          Мы глядим  на  жалкие  остатки  когда-то  величественных  храмов, которые  сейчас  поднимаются  из  руин  усилиями  епархии и верующих, и становится  горько  за  тот  урон, который  нанесла  культурному достоянию  Пензы  и  России  недальновидная волюнтаристская политика  коммунистической партии и Советского правительства  в  прошлом.   

1.  А  ВСЁ  НАЧИНАЛОСЬ  ТАК … 

Возведение стен города Пенза, как это было свойственно городам, началось со строительства церкви, в которой первопоселенцы могли молиться, ожидая, что Бог защитит их от кочевников, пожаров и других опасностей жизни. Считается, что основан город был в 1663 году как крепость, а возведение стен крепости Пензы началось 1 августа, поэтому церковь внутри крепостных стен назвали «Всемилостивого Спаса», т.е. Спасская.

Вокруг деревянного кремля на высоком холме выросли слободы служилых и гражданских людей, которые много раз скрывались от набегов  кочевников за крепостными стенами. Ни разу стены крепости Пензы не были взяты. В 1670 году в Пензу входили войска Степана Разина, через столетие – Емельяна Пугачева. Затем набеги прекратились и к концу 18-го века остатки крепости были разобраны. На ее месте образовалась площадь – главная в городе, а в центре ее была старая обветшавшая спасительница пензяков – Спасская церковь. 

В самом конце 18-го века в Пензу на постоянное место жительства прибыл архиерей Саратовской и Пензенской епархии. Центром ее был Саратов, но в Саратове достойного дома для архиерея не нашлось, а в Пензе пустовал солидный и вместительный дом бывшего губернатора, опустевший всего несколько лет назад при ликвидации Пензенской губернии. Рядом с этим домом была обветшавшая деревянная Спасская церковь. Четверть века – с 1800 по 1824 год – на пожертвования большого количества разных людей – жителей Пензы и губернии – и на государственные средства на месте старой деревянной церкви воздвигался новый каменный собор. В 1803 году состоялось освещение нижней церкви собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а затем в Спасском соборе была образована самостоятельная Пензенская кафедра, и  собор стал именоваться Кафедральным. Впоследствии это здание до 1917 года служило местом пребывания всех 18 архиереев, последовательно управлявших Пензенской епархией.  Площадь стала называться  Соборной.

Отличительной чертой Соборной площади было то, что в ее пределах  было два прекрасных больших храма: Спасский кафедральный собор и Никольская церковь. Такое случается редко, но получилось вот так: внутри Пензы-крепости была построена Спасская церковь, а вне стен крепости построили другую церковь, Никольскую. Но со временем, когда стены крепости снесли, Соборная площадь расширилась и включила в свои пределы Никольскую церковь.

          Начиная с 1917 года, на  прекрасной Соборной  площади  проходили   революционные  митинги, посвященные  годовщинам  Октября. 2  февраля  1918  года  под  стенами  собора  власти  встретили  ружейными  залпами  крестный  ход. После  закрытия  собора  в  апреле  1923  года  Пензенский  губисполком  ломал  голову,  как  использовать  здание. Решили  летнее  помещение (верхний  этаж)  отдать  под  клуб  с  устройством  в  нем  кинематографа  и  читальни. Нижнее  помещение  (зимний  храм)  было  невозможно  использовать  под  культурно-просветительные  нужды (темнота, необходимость   больших  перестроек), его было решено приспособить  под  склад  и  ссыпной  пункт. Последнее  намерение  власти  распорядились  произвести  постепенно, не  оскорбляя религиозных  предрассудков  верующих.

Собор  продолжал  разрушаться, из  него  тащили  всё, что  можно  было  утащить. По некоторым данным в недрах ГПУ растворилась богатейшая соборная библиотека (по другим данным она до сих пор находится под землей, попав туда после взрыва).

В августе 1923 года по требованию Крайисполкома с храма сняли кресты и купол, с колокольни, сбросили 800-пудовый  соборный колокол, а летом 1934 года здание определили под снос. Сначала пробовали ломать стенобитной машиной. Огромный металлический шар врезался в святые стены, но они не поддавались, собор продолжал стоять. Тогда летом 1934 года храм взорвали.

         Отследить с точностью судьбу каждого храма непросто, но, пожалуй, самым  вопиющим фактом осквернения храма стало использование Успенской церкви при  Пензенской  губернской совбольнице:  постановлением от 16 апреля 1923 года ее передали на нужды прозекторской.

        Уже после 1963 года был уничтожен один из самых богатых храмов города – Петропавловская церковь. Построенная в 1797-1801 годах на Базарной площади на средства пензенских купцов-благотворителей эта церковь очень украшала торговый центр города. В 1824 году в Петропавловской церкви за Божественной литургией молился Император Александр I, приехавший на смотр войсковых частей. При церкви существовал лучший в городе хор под руководством известного хорового организатора и дирижера А.В.Касторского.

С середины 20-х годов величественный храм оказался в руках обновленцев, а в 1931 году его закрыли и передали конторе «Союзхлеб». И все-таки он существовал и, как и другие храмы, надеялся на возвращение к достойной жизни, на восстановление. Но когда административный центр города был перенесен на место Базарной площади, где построили массивный Дом Советов и поставили перед ним тяжелый 6-ти метровый памятник Ленину, существование здесь же рядом Петропавловской церкви стало для городской и губернской власти непереносимо.

           Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», подписанный 20 января 1918 года, лишал российское православие права владеть любой  собственностью. Это распространялось и на  все другие конфессии. Собственность церкви объявлялась «народным достоянием», а здания  и предметы, предназначенные для  богослужебных целей, передавались ей лишь в «пользование».

    Таким образом, декрет заложил законодательную базу под последующее разграбление и «национализацию» церковного имущества. После принятия декрета местными органами советской власти у Церкви было отобрано более 6 тысяч храмов и монастырей.

          Поводом для очередного наступления на церковь стал голод, разразившийся в 1921 году. Несмотря на то, что именно православная церковь выступила  инициатором сбора средств в пользу голодающих ( соответствующее  воззвание патриарха Тихона появилось уже в августе 1921 года, был создан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим), 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей якобы для того, чтобы обратить их на закупку продовольствия для бедствующих районов.

Однако в действительности кремлевские правители ставили перед собой более масштабные задачи. В секретной записке В.И.Ленин членам Политбюро 19 марта 1922 года писал:

«Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным  и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)… Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо по крайней мере обеспечил бы нам нейтрализование этих масс… Поэтому я  прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносожженному духовенству  и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы  они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Именно теперь, и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не  тысячи трупов, мы можем ( и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, и не  останавливаясь перед давлением кокого угодно сопротивления… Чем больше  число представителей реакционного духовенства и реактивной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».[1]

    Нередко  в  аргументах, которые  возводились  вокруг  стремления  под  каким – либо  предлогом  закрыть  храм, сквозила  такая  «забота  о  людях», что  прямо  диву  даёшься,  как  это  мы  не  построили  светлого  будущего. Вот, к  примеру, акт  обследования  церквей  Всехвятской, бывшего  мужского  монастыря  и  Казанской  от  4  января  1930  года: «эти  церкви  не  имеют  громоотвода. В  Казанской  церкви  неисправно  калориферное  отопление  и  в  квартире  священника  нет  разделки  от  печной  трубы  от  плиты, и  само  здание  церкви  находится  вблизи  Казанского  моста, ввиду  чего  съезд  с  него  очень  мал, а  в   сторону  Чембарской  улицы  весьма  не  удобен. Расположение  церкви  у  Казанского  моста  препятствует  устройству  подъездов  к  реке, что  принимая  во  внимание  частую  застройку  заречной  части  города  и  недостаточное  водоснабжение, является  тормозом   при  тушении  пожара  и  может  повлиять  на  распространение  огня  вплоть  до  стихийного  пожара. Все  здания  имеют  металлические  решётки, что  является  недопустимым  для  зала  собраний… заключение: Принимая  во  внимание  все  вышеизложенные  факты, а  также : 1) большие  размеры  помещений, влияющие  на  быстрое  распространение  огня; 2) наличие  деревянных  полов  и  деревянных  частей  (иконостасов  и  пр.); 3) применение  открытого  огня  в  виде  свечей  и  углей  в  кадилах; 4) состав  посещающих, среди  которых  много  нетрудоспособных  и  малолетних, которые  в  случае  возникновения  пожара  быстро  поддаются  панике  и  будут  жертвами  таковой, считаем  необходимым  Казанскую  церковь  снести, а  Всехсвятскую  и  бывший  мужской  монастырь  закрыть  к  наступлению  весеннего  времени». [2]

Вот  так-то  если  ваша  квартира  достаточно  просторна, в  ней  имеется  мебель  или,  в  крайнем  случае, деревянные  полы, а  также  применяется  открытый  огонь  во  время  приготовления  пищи  или  купания  (в виде  горящего  газа, например) и  среди  ваших  домашних  имеются  дети  и  инвалиды, которые  в  случае  пожара  станут  первыми  его  жертвами, то в  ваших  же  интересах  будет  выселить  вас из  вашей  квартиры  и  предоставить  взамен  тесное, каменное  холодное  помещение, где  вам  будет  спокойно  и  безопасно. Не  тюремную  ли  камеру?

Может  быть, эти  параллели  и  пришли  на  ум  тем, кто  вскоре  решил  жилищную  проблему  в  стране  именно  таким  образом, превратив  тюрьмы  в  жилища для половины граждан  России.

       Исполком  Средневолжского  края  с  пониманием  отнесся   к  такому  решению  пензенских  властей  и  в  своем  заседании  от  15  декабря  1930 года  постановил: «Считаясь  с  необходимостью  сноса  здания  Казанской  церкви  для  обеспечения  пожарной  безопасности  заречного  населенного  пункта  «Пески»  путем  расширения  проезда  от  Лебедева  моста, Казанскую  церковь  закрыть  со  сносом  её». Однако   прихожане  церкви  немедленно  обратились  с  протестом  во  ВЦИК, и  церковь  удалось  отстоять. Но  ненадолго. Уже  летом  1931  года  президиум  ВЦИК, рассмотрев  этот  вопрос, отклонил    ходатайство  верующих  и  утвердил  снос  Казанской  церкви. Но  оказалось  вдруг, что  это  здание  приглянулось  городу: 23  июля  1931  года  малый  президиум  Пензенского  горсовета  постановил: «1. Имея  ввиду  потребность  «Союзхлеба» в  складочных  помещениях, предоставить  под  временное  хранилище  здание  Казанской  церкви, предназначенное  к  сносу. 2. Колокольню, как  мешающую  проезду, разобрать. 3. При  организации  «Союзхлебом»  постоянного  помещения  под  склады  здание  церкви,  как  мешающее  движению, снести». [3]

      Верующие пытались  обжаловать  во  ВЦИК  и  решение  Средневолжского  крайисполкома  о  закрытии  Всехсвятской  церкви, располагавшейся  в  поселке Манчжурия, и  о  передаче  её  под  культурно – просветительные  цели. Но  нашлись  «мудрецы», которые  посчитали, что  лучшим  использованием  бывшего  храма  будет  «приспособление  молитвенного  здания  под  райбиблиотеку  с  использованием  насаждений  (ликвидированное  кладбище)  под  детплощадку». То, что  церковь  находилась  «в  пяти  метрах  от   неукрепленного   берега  реки, вдали  от  Пензы  никто  не  мог  знать, так  что  винить  их  за  столь  глупое  предложение  по  использованию  здания  не  стоит. Но  вот  совет  устроить  детскую  площадку  на  костях  почивших?!

Эта  затея, по- видимому, крепко  запала  в  головы  отцов  города, которые  претворили  её  в  жизнь  в  несколько  измененном  виде: разбив  сквер  на  месте  снесенного  в  1934  году  кафедрального  собора  и  положили пешеходную  дорожку   с  лавочками  для  отдыха  прямо  над  могилами  погребенных  в  нем  пензенских  архиереев – Иннокентия, Афанасия, Амвросия  2- го, чьи  останки  в  1998  году  были  извлечены  и  перезахоронены  перед  зданием  переданного  епархии  бывшего  архиерейского  дома.

Принимая  во  внимание  требования  рабочих  организаций  г.Пензы  и  учитывая, что  контингент  верующих  малочислен (по  Покровской  церкви – 25 чел.), президиум  горсовета  в  своём  заседании  от  26  сентября  1931  года  вынес  решение  закрыть  Покровскую  и  ряд  других  церквей. Постановление  утверждено  крайисполкомом. Изъятие  Покровской  церкви  произведено  1  октября  и  передано  в  УЗП  для  организации  кино. Оставшаяся  община бывшей  Покровской  церкви  свои  религиозные  запросы  исполняет  в  Мироносицкой  церкви. С  чувством  исполненного  долга  горсовет  рапортовал  в  президиум  ВЦИК  о  свершившемся: «согласно  внесенному  наказу  35553  избирателей  14  созыва  Пензенского  горсовета  президиум  горсовета  на  своём  расширенном  заседании  от  26  сентября  1931  года  вынес  решения  о  закрытии  Петропавловской , Рождественской, Преображенской, Покровской, Боголюбской, Мироносицкой  и  еврейской  синагоги, которые  были  утверждены  крайисполкомом. Вышеозначенные  церкви  переданы: Петропавловская  и  Рождественская – во  временное  пользование  «Союзхлебу»  под  склады; Покровская – УЗП, где  организовано  кино  и  т.д.

             Действующими  к  этому  времени  оставались  лишь  Успенский  храм  на  Мироносицком  кладбище, Митрофановская  церковь, Спасо  Преображенский  храм  в  мужском  монастыре  и  Никольский  молитвенный  дом. О  том, как  безапелляционно  игнорировалось  мнение  верующих, свидетельствует  ответ  на  жалобу  жителей  пос. Ахуны, поданную в  административный  отдел  Пензенского  окрисполкома  в  декабре  1930 года.

Из  ходатайства  верующих: «Мы  узнали, что  сделано  распоряжение  о  закрытии  нашего  храма, и сделано  будто  бы  на  основании   постановления  общего  собрания, выразившего  желание  на  это  закрытие. В  данном  постановлении  будто  бы  сказано, что   посёлок  Ахуны  и  не  нуждается  в  собственном  храме, т.к. другой  храм  находится  всего  в  трёх  верстах. Мы  все, верующие  пос. Ахуны, не  можем  согласиться  с  этим  и  решительно  протестуем  против  постановления   о  закрытии  храма, как  совершенно  не  выражавшего  голос  и  желание  большинства  верующих  нашего  посёлка, и  вот  почему.  Во-первых, постановления  нашего  храма  не  могло  быть  и  не  было  в  действительности, потому  что  большинство  жителей - люди  верующие  и  никогда  не  откажутся  от  храма. Во-вторых, вблизи  никакого  храма  нет; самый  ближайший – в  семи  вёрстах, и  посещение  его  представляет  много  затруднений, а  в  весеннее  время, когда  Ахуны  совершенно  отрезываются  от  окружающих  местностей, посещение  храма  является  совершенно  невозможным, а  потому  верующие  вынуждены  будут  оставаться  без  удовлетворения  своих  религиозных  потребностей. Ввиду  вышеизложенного  просим  административный  отдел  приостановить  окончательное  закрытие  нашего  храма  и  разрешить  нам  созвать  общее  собрание  ахунских  жителей  (членов  религиозной  общины)  для  выяснения  вопроса  о  нашем  храме».[4]

 На  этот  крик  души  нескольких  десятков  верующих  власть  ответила  коротко: «Президиум  окрисполкома  предлагает  сообщить  уполномоченному  группы  верующих  пос. Ахуны, что  к  пересмотру  состоявшегося  постановления  окрисполкома  о  закрытии  церкви  не  имеется  оснований.                                                 

      Таким образом, в феврале – марте 1922 года большевистские руководители перешли к изъятию церковных ценностей, что, конечно, сопровождалось массовыми протестами заканчивалось арестами или расстрелами на месте. В Пензе, как и во многих городах России, прошли судебные процессы, на которых обвиняли сопротивляющихся конфискации церковных ценностей.

          Обычно суды кончались вынесением смертных приговоров. Было казнено 2,5 тыс. священнослужителей. 9 мая 1922 года под домашний арест был взят патриарх Тихон. И хотя 26 мая 1923 года патриарх Тихон был освобожден из–под ареста,  гонения на церковь не прекращались.

            Политические репрессии 20-х годов – одна из самых трагических страниц нашей истории. Жертвами репрессии стали миллионы людей самых разных категорий населения, в том числе духовенства. В результате такой политики, направленной на разгром церкви, осталось следующее:

      1917 год

1940 год

54 000 действующих церквей

3 000 действующих церквей

52 000 священников

6 000 священников

          

ВКП  11  января  1930 года на  закрытом  заседании  бюро  Кузнецкого  окружкома был утверждён план  проведения  кампании  по  закрытию  собора  и  снятию  колоколов   со  всех  церквей  в  городе  Кузнецке, и что интересно, сделано это было  по «желаниям  трудящихся», которые умело и без всякой совести  организовывались   местными партийцами по заданию партии:

Вот пример такой организации:

1.  Кампания  проводится  с  13  по  23  января  1930 г. Под  лозунгом  укрепления  всей  работы  Союза  воинствующих  безбожников  по  линии  вовлечения  новых  членов  в  Союз, укрепления  его  работы  и  организационного  оформления  всех  существующих  ячеек  и  организации   новых  с  таким  расчётом, чтобы  охватить  антирелигиозной  работой  все  предприятия  и  учебные  заведения.

2.  Проведение  кампании  должно  обеспечить  подлинное  участие  широких  масс  трудового  населения  и  учащихся   города.

По  линии  профсоюзов:

13  января  провести  городское  собрание  ударных  бригад  с  количеством  участников  до  200  человек…

По  линии  женотдела:

9  января  проведено  собрание  женделегаток  города, на  котором  присутствовало  170  человек. Вынесено  требование  о  закрытии  собора  и  передаче  всех  колоколов  с  церквей  на  индустриализацию  страны.

14  января  провести  кустовые  делегатские  собрания  в  семи  пунктах  (350-400), на  которых  проработать  меры  по  итогам  городского  собрания  делегаток  о  закрытии  собора, снятии  колоколов.

По  линии  кустпромсоюза:

Провести  общегородское  собрание  актива, а  после  общее  собрание  членов  кустпромсоюза  с  требованием  закрытия  собора  и  снятия  колоколов  с  церквей  города…

По  линии  печати:

14  января. В  газете  «Трудовой  путь» поместить  резолюцию  собрания  ударных  бригад  о  закрытии  собора  и  снятия  колоколов  со  всех  церквей  г. Кузнецк.

15  января. Газета  публикует  резолюцию  городского  собрания  активы  и  материалы  о  проведении  кустовых  собраний  женделегаток  кратким  изложением  содержания  постановлений.

17  января. На  страницах  газеты  публикуются  постановления  рабочих  собраний  с  требованием  закрытия  собора  и  снятия  колоколов  с  городских  церквей.

19  января. В  газете  помещаются  статьи  о  вреде  религии, о  том, что  религия  является  тормозом  социалистического  строительства, также  публикуются  материалы  о  готовящейся  антирелигиозной  демонстрации  трудящихся.

20  января. Газета  публикует  материалы  о  готовящейся     демонстрации  трудящихся  и  списки  верующих, протестующих  против  закрытия  собора, раскрывая  их  социальный  состав.

22  января. На  страницах  газеты  помещаются  материалы  об  антирелигиозной  демонстрации. Выпускается  листовка  о  вреде  религии  и  задачах  строительства  социализма.

По  линии  комсомола:

Проведение  собраний  ячеек  на  предприятиях  и  учебных  заведениях. Общие  собрания  учащихся. Все  комсомольцы  и  учащиеся  принесли  участие  в  антирелигиозной  демонстрации  22  января  1930  года…[5]

        Как до революции у каждой церкви была индивидуальная история, так и в советское время каждый храм имел свою неповторимую трагическую судьбу. Почти всегда при закрытии храма власти встречали более или менее выраженные протесты верующих, а в отдельных случаях открытые выступления с их стороны. Местное население  обращалось с заявлениями во все мыслимые и немыслимые инстанции, наивно полагая, что именно в верхах сидят порядочные люди, которые не знают о  безобразиях, происходящих на местах.

     В результате проводимых мероприятий на территории Пензы к 15 апреля 1934 года из 19 церквей было закрыто 16, остальные 3 функционировали. Однако в мае того  же года закрыли церковь в Конной Слободе. Из 17 закрытых церквей 3 храма использовали под склады, 1 – под клуб, 1 – под ЖАКТ, 4 – под учреждения, 7 – пустовали, а 1 разобрали.

             Моментом закрытия  многих  монастырей  в Пензе и Пензенском округе СВК стал  1927-й и последующие годы.

Пензенский  Спасо–Преображенский  мужской  монастырь  до  1927 года действовал  и  даже  оставался  тихоновским. К  весне  1930  года он  был  закрыт  окончательно, лишь  один  из  монастырских  храмов  до  июля  1934 года исполнял  роль  приходского, прочие  помещения  оборудовали  под  «сушилки». В  30-40-х  годах  основная  часть  монастырского  комплекса  превратилась в руины.

Был уничтожен  и  храм  Живоначальной  Троицы, построенный  великой благотворительницей Марией  Михайловной  Киселевой  по  образу  и  подобию  Вифлеемского.

В  1925 году перестало  действовать  монастырское  кладбище, а  затем чугунные  памятники  стали  отправлять  в  мартеновские  печи  уральских  предприятий. Каменные  надгробия  заровняли  бульдозерами  на  глазах  у  родственников. Рассказать  или  хотя  бы  перечислить  всех  людей, покоящихся  на  монастырском  некрополе, невозможно. Сейчас на этом месте производственные помещения. Страшно  представить, что  под  ними  покоится  весь  цвет  церковного  и  светского  общества  Пензы.

В  1934 году  в  связи  с  закрытием  Христорождественской  церкви  в  Конной  Слободе  сложилась  чрезвычайно  острая  ситуация: православные  христиане  города  Пензы  могли  посещать  только  Митрофановскую  и Успенскую  (на  Мироносицком  кладбище)  церкви.  Верующие других конфессий были давно и безнадежно лишены своих храмов, разрешение на постройку которых вымолили в царское время у властей и выстроили которые на собранные верующими деньги.

В надежде найти где-то защиту православные верующие написали письмо Сталину: «Товарищ  Сталин. Вам  известно  по  государственной  переписи, что  очень  незначительный  процент  неверующих, так  что  поместиться  в  2-х  церквах  не  можем. Нам  необходимо  открыть  3-ю  церковь, а  то  во  время  пасхальной  службы  так  много  было  верующих  и  теснили  друг  друга, что  некоторые  доходили  до  обмороков. Ввиду  такого  стеснения  народа, просим  нашу  просьбу  разобрать  по  новому  изданному  Вашему  Закону  Конституции  и  по  завету  и  программе  Владимира  Ильича  Ленина, что  церковь  отделена  от  государства  и  школы, и  церковь  должны закрыться, когда  масса  убедится, что  нет  Бога, и  скажет:  Бога  нет, и  церковь  нам  больше  не  нужна, берите  её  в  пользу  города, деревни. Но  тут  как  раз  вышло  не  так. Мы  убеждены, что  есть  бог, и  церковь  нам  нужна, но  у  нас  её  отняли  насилием  и  закрыли, что  в  свободном  государстве  быть  не  должно».[6]

Но разве была нужна власти СССР справедливость в отношение отдельной кучки верующих?

Советская действительность меняла жизнь Пензы, и в соответствии с переменами улицы города получили названия в честь людей, которые отличались предельной жестокостью: совершали террористические акты, были палачами граждан страны, репрессировали людей в рамках организованной властью политической кампании. Да просто не были достаточно мудрыми, чтобы понимать, что мир на крови не построить, что кровь порождает кровь. Такая судьба ждала и самих этих палачей – и Кураева, и Аустрина, и Тухачевского и других.

Идейная основа государства – учение о диктатуре пролетариата, построенное на отрицании демократических принципов и прав личности, на абсолютизации  насилия, а главная задача большевиков – сохранить власть любой ценой, подавить противников режима, реальных и мнимых, уничтожить упорствующих в своем мировоззрении. Возможно, поэтому было уничтожено так много священников – людей, преданных своей вере, не способных идти на сделки с совестью.

.           Советское государство укрепляло режим диктатуры, устраняя парламент, независимые суд и печать, подавляя оппозицию и инакомыслие, предлагая все выгодные ей ответы на вечный вопрос страдающих «Кто  виноват? »,   направляя  общество на поиск «внутренних врагов» («бывшие» кадеты, эсеры, меньшевики, духовенство, троцкисты, кулаки, вредители, диверсанты, шпионы, пленные) и отвлекая от действительных причин несправедливого и неблагополучного устройства общества.

Репрессии не были случайностью. Они стали закономерным результатом подавления оппозиции и становления диктатуры партии, а затем  единоличной диктатуры вождя. Править таким образом было проще и удобнее, сохранять власть – надежнее.

Не случайными были и советские переименования, которые естественным образом вошли в топонимику города Пензы.

Когда-то по мере зарождения и увеличения города в нем появились после Спасского собора другие церкви и монастыри, и улицы стали называться по их имени, потому что - и чисто внешне, и по своему духовному значению - это были самые заметные, представительные и важные сооружения на улице. Так уж повелось: Никольская  церковь – на улице Никольской, Покровская – на улице Покровской, Боголюбовская вместе с кладбищем – на Боголюбовском порядке, Мироносицкая церковь и Мироносицкое кладбище – на Мироносицком порядке, Троицкий монастырь – на улице Троицкой, площадь с Казанским кафедральным собором – Соборная и так далее. 

Улицы по-разному получали свое название:

  • по названию учреждений, расположенных на них – Губернаторская, Театральная, Приютская;
  • по экономическо-хозяйственной функции – Базарная площадь, Хлебная площадь,  Ярмарочная, Сенная, Огородная, Мельничный переулок;
  • по социальной принадлежности жителей – Дворянская, Рабочая;
  • по национальной принадлежности жителей – Ново-Черкасская, Старо-Кавказская, Кавказ;
  • по профессиональной принадлежности – Лекарская, Кузнечный порядок, Пушкарская, Мебельная;
  • по географическим названиям – Тамбовская, Моршанская, Сурская, Чембарская, Московская, Кавказ,
  • по именам замечательных людей – Пушкинская, Сперанская,
  • по рельефу местности – Нагорная, Подгорная, Козье болото, Попова гора, Вшивая горка, Овраг, Пески –  и иначе.

 Все названия очень яркие, самобытные, интересные, зачастую точно отражающие местность.

Список улиц города Пензы[7]

№№

Название улицы до переименования

 

Список улиц

  1.  

 

 

Автономный порядок

  1.  

 

 

Араповский переулок

  1.  

 

 

Архангельская площадь

  1.  

Предтеченская

 

Бакунинская улица

  1.  

 

 

Беднодемьяновская улица

  1.  

 

 

Белинская улица

  1.  

 

 

Березовский переулок

  1.  

Поповка

 

Боевая улица

  1.  

Попова гора

 

Боевая гора

  1.  

 

 

Большая улица

  1.  

Б. Глебовка

 

Большая Радищевская

  1.  

 

 

Введенская улица

  1.  

 

 

Верхнее-Преображенская

  1.  

 

 

Вигилевская улица

  1.  

 

 

Волковская улица

  1.  

Лекарская

 

Володарская улица

  1.  

 

 

Ворошиловская улица

  1.  

 

 

Всехсвятский порядок

  1.  

 

 

Галетная улица

  1.  

Араповская

 

Герценская улица

  1.  

 

 

Глухая улица

  1.  

 

 

Гоголевская улица

  1.  

 

 

Городищенская улица

  1.  

 

 

Горяйновская улица

  1.  

Мироносицкий порядок

 

Гражданская ул

  1.  

 

 

Графская ул

  1.  

Евстифеевская

Дальняя

Дальняя ул

  1.  

 

 

Дербасов порядок

  1.  

 

 

Ерик

  1.  

Сперанская

 

Железнодорожная ул

  1.  

 

 

Жемчужниковская ул

  1.  

 

 

Заводская ул

  1.  

 

 

Западная ул

  1.  

Карповская

 

Заречная ул

  1.  

 

 

Инвалидная ул

  1.  

 

 

Индустриальная ул

  1.  

 

 

Инсарская ул

  1.  

 

Селиверстовская

Интернациональная ул

  1.  

Московская

 

Интернациональная ул

  1.  

 

 

Кавказ

  1.  

Покровская

 

Калининская ул

  1.  

 

 

Каракозовская ул

  1.  

 

 

Карауловская ул

  1.  

 

 

Карауловский тупик 1-й

  1.  

 

 

Карауловский тупик 2-й

  1.  

Троицкая

 

Карла Либкнехта

  1.  

Никольская

 

Карла Маркса ул

  1.  

 

 

Касаткина ул

  1.  

Митрофаньевская

 

Кладбищенская ул

  1.  

 

 

Козловка

  1.  

 

 

Коммунальная ул

  1.  

Гусиловка

 

Коммунистическая ул

  1.  

 

 

Комсомольская ул

  1.  

 

 

Конец Боевой

  1.  

 

 

Конный переулок

  1.  

 

 

Кооперативная ул

  1.  

Ст. Кузнечная

 

Кропоткинская ул

  1.  

Дворянская

 

Красная ул

  1.  

Вшивая горка

 

Красная Горка

  1.  

 

 

Красный порядок

  1.  

 

 

Кузнечный порядок

  1.  

 

 

Кулибинская ул

  1.  

 

 

Кураевская ул

  1.  

Березовка

 

Кутузовская ул

  1.  

 

 

Лагерная ул

  1.  

 

 

Лебедевская ул

  1.  

Козье болото

 

Либерсоновская ул

  1.  

 

 

Ломовская ул

  1.  

 

 

Луговая ул

  1.  

Конная

 

Луначарская ул

  1.  

Рождественская

 

Максима Горького ул

  1.  

 

 

Малая Кочетовка

  1.  

М-Глебовка

 

Малая Радищевская

  1.  

 

 

Малая Федоровка

  1.  

 

 

Маленькая

  1.  

 

 

Мансырев порядок

  1.  

 

 

Мебельная ул

  1.  

 

 

Мельничный переулок

  1.  

 

 

Мешок

  1.  

 

 

Мирская ул

  1.  

 

 

Мокшанская ул

  1.  

 

 

Монастырский порядок

  1.  

 

 

Моршанская ул

  1.  

 

 

Набережная р. Мойки

  1.  

 

 

Набережная р. Пензы

  1.  

 

 

Нагорная ул

  1.  

 

 

Насосная ул

  1.  

 

 

Нижнее-Преображенская ул

  1.  

 

 

Ново-Горяйновская ул

  1.  

 

 

Ново-Кавказская ул

  1.  

 

 

Новомоечный переулок

  1.  

 

 

Ново-Приютская ул

  1.  

 

 

Ново-Троицкая ул

  1.  

 

 

Ново-Черкасская ул

  1.  

 

 

Овраг

  1.  

 

 

Огородная  ул

  1.  

Ярмарочная ул

 

Октябрьская ул

  1.  

Керенская

 

Осадная ул

  1.  

Монастырская

 

Отдельная ул

100.  

 

 

Первомайская ул

101.  

 

 

Пески

102.  

Петровская

 

Песочная улица

103.  

 

 

Пешая ул

104.  

 

 

Пионерская ул

105.  

Б. Кочетовка

 

Плехановская ул

106.  

 

 

Победная ул

107.  

 

 

Подгорная ул

108.  

 

 

Подгорновский переулок

109.  

 

 

Позднеевская ул

110.  

 

 

Поперечно-Покровская

111.  

 

 

Преображенская набережная

112.  

 

 

Приютская ул

113.  

 

 

Проком (прокоп)

114.  

Александровская

 

Пролетарская ул

115.  

 

 

Пугачевская ул

116.  

Пушкинская

 

Пулеметная ул

117.  

 

 

Пушкинская ул

118.  

Муравьевская

 

Рабочая ул

119.  

Боголюбовский порядок

 

Революционная ул

120.  

Садовая

 

Розы Люксембург

121.  

Рузаевская ул

Рузаевская ул

Рузаевская ул

122.  

 

 

Рязановская ул

123.  

Саранская

Саранская

Саранская ул

124.  

Зеленая площадь

Хлебная площадь

Сборная площадь

125.  

Романовка

 

Свободного труда

126.  

 

 

Северная ул

127.  

 

 

Сенная площадь

128.  

 

 

Сердобская ул

129.  

 

 

Симоновская ул

130.  

 

 

Смагинский порядок

131.  

Губернаторская

 

Советская ул

132.  

 

 

Соколовская ул

133.  

Хлебная площадь

 

Социальная площадь

134.  

 

 

Спортивная ул

135.  

 

 

Старо-Драгунская ул

136.  

 

 

Старо-Черкасская ул

137.  

 

 

Сурская ул

138.  

 

 

Таганцевская ул

139.  

 

 

Тамбовская ул

140.  

 

 

Тархановская ул

141.  

 

 

Тепловская ул

142.  

 

 

Тимаковка

143.  

 

 

Толстовская ул

144.  

Суворовская

 

Троцкая ул

145.  

 

 

Трубочная ул

146.  

Крутиловка

 

Трудовая ул

147.  

 

 

Уральская ул

148.  

Казанская

 

Урицкая ул

149.  

Панчулидзевская

 

Ухтомская ул

150.  

 

 

Чембарская ул

151.  

 

 

Швецовская ул

152.  

 

 

Шуист

Одним из уроков трагического опыта ХХ века должно стать понимание того, что свободу необходимо постоянно защищать, создавая эффективные общественные институты и механизмы, которые не позволили бы ни при каких обстоятельствах повернуть развитие вспять, к свободе.

Свобода личности всегда была и остается высшим достижением человеческого духа и современной культуры, одно из завоеваний современного общества.

Условием свободы является защита прав и свобод личности.

Я с надеждой жду, что городские власти уберут с карты нашего города имена демонов зла. Многие люди ждут этого.

Ссылки:



[1] Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза. 1999.

[2] Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза. 1999.

[3] Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза. 1999.

[4] Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза. 1999.

[5] Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза. 1999.

[6] Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза. 1999.

[7] ГАПО Ф. р-877 оп 1 д. 551 л.71