Абдуллины из села Индерка

Автор Абдуллина Фарида,  ученица 11 класса Индерской средней школы Сосновоборского района Пензенской области

Руководитель Абдуллина Ряшидя Хамзиевна, учитель истории

2009 г.

План:

 1. Вступление. Некоторые сведения из истории села Индерка.
 2. Мои предки-участники Первой мировой войны.
 3. Влияние Великой Отечественной войны на судьбу моих родственников.
 4.Мой отец-участник афганской войны.
 5.Моя бабушка-хранительница домашнего очага.
  Заключение. Перспектива дальнейшей работы.

      2008 год объявлен Годом Семьи. И я свою исследовательскую работу посвящаю истории семьи. Назвала её «История России в лицах моих родственников».

    Впервые я стала заниматься родословной в 4 классе, когда в школе в рамках Недели семьи проводился конкурс «Составь родословную». Потом были исследовательские работы «Газета «Искра», «Письма из Афганистана», «История одной пасеки», где прослеживались судьбы моих родственников. Все это подтолкнуло меня к изучению истории моего рода, родословной семьи.

В своей работе я использовала материалы интервью с родственниками, сведения из школьного музея, документы, письма из семейного архива, данные из СМИ, касающихся моих родственников, информацию из Саратовского архива, из книг по краеведению, использовала компьютерную программу «Древо жизни» для составления генеалогического древа.

        Большая часть родственников, которых я знаю, проживают в селе Индерка. Моя семья, мой род издавна живет в этом селе. Это доказывает количество семей Абдуллиных, которые проживают в данное время в селе.

  1. Акчурин – 54 семьи;                      11.Ернеев – 24 семьи;
  2. Баишев – 52 семьи;                        12.Гафаров – 24 семьи;
  3. Абдуллин – 41 семья;                    13.Каримов – 23 семьи;
  4. Куликов – 35 семьи;                      14.Казаев – 23 семьи;
  5. Зябиров – 34 семьи;                       15.Аббясов – 22 семьи;
  6. Кафтаев – 33 семьи;                       16.Козырев – 22 семьи;
  7. Мельзетдинов – 31 семья;             17.Ахметов – 21 семья;
  8. Мишкин  – 28 семей;                     18.Еникеев – 21 семья; 
  9. Имангулов – 26 семей;                  19.Купаев – 21 семья.[1]

Но мое исследование не будет ограничиваться фамилией Абдуллиных. Одна моя прапрабабушка из семьи Баишевых. Моя мама из семьи Мельзетдиновых. Прабабушка Марьям в девичестве была Имангуловой. Одна моя прапрапрабабушка из рода Зябировых. Таким образом, получается, что мои предки были в числе основателей села.

Сосновоборский краевед Ф.В. Маньшин в своей статье «Индерка» в Пензенской энциклопедии датой основания села указывает начало 18 века. И, говорит, что население занималось заготовкой леса для петровского флота (лашманская повинность)[2]. Хотя в селе существует легенда, что село появилось после разгрома Казанского ханства, когда сюда прибыли беглые татары, не захотевшие принять христианство. До сих пор среди односельчан, особенно старшего возраста, страшным ругательством является слово «чугынган» («крестившийся»). Первые письменные упоминания о нашем селе относятся к началу 18 века, к документам второй ревизии.  “… Деревня Индерка – 345 душ, мурзы и татары, перешли из Пензенской и Саранской уездов”.[3]

Возможно, эти земли с населенными на ней крестьянами были пожалованы князю Осману (Усману) Акчурину в 1745г[4]. В пользу этой версии существуют следующие факты. Первое название села Усманка. В данное время в селе проживают 54 семьи Акчуриных (наибольшее количество). В селе есть Мурзинский конец. Именно на этой улице больше всего Акчуриных. Это название также подтверждает, что в данной местности существовали владения служилых дворян-татар.

       Село заселялось выходцами из разных регионов. Указанную версию подтверждает то, что названия отдельных улиц сохранились по названию мест, откуда прибыли жители данной улицы, например: Каргинская улица была населена жителями, прибывшими из села Каргалы (из-под Оренбурга). Также различаются жители и по антропологическому типу.[5]

        Наше село несколько раз меняло свои названия. Первоначально оно называлось Усманкой – по личному имени татарина. Со временем, по мере увеличения вновь прибывших жителей, село было переименовано по названию ручейка Труёв в Труёвскую поляну. В конце 18в. появилось новое название – Индерка (от названия ручейка Ендырка). Ручеёк берёт своё начало в Сюзюмском конце, где были крестьянские гумна, называемые по-татарски «ендыр». Основным занятием жителей было земледелие. Данные Саратовского государственного архива [6]свидетельствуют о том, что в 1912г. крестьяне с. Индерка сеяли рожь, овес, просо, подсолнечник. Издавна мужчины села занимались отходничеством. Часть жителей занималась торговлей.

           Жители села исповедовали ислам. Согласно сведениям из Саратовского архива, в 1862г. в с. Индерка существовало 5 мечетей[7]; в 1912г. – 7 мечетей[8]. В годы советской власти существовала 1 мечеть и то полулегально, минарет был разрушен. В 2002 г. было 3 мечети, 2 из них построены на народные пожертвования; в 2007 г.  уже 5.

           По всей вероятности мои предки в начале 18 века уже жили в селе Индерка. Мои предки по линии Аббясовых родом из села Бестянка Кузнецкого района. Индерский помещик Баишев Мубин Алимович пригласил моего прапрадеда по отцовской линии Аббясова Сулеймана для работы на кузнице. Он начинал строить двухэтажный дом, и ему нужны были мастера. Аббясов Сулейман с 5 сыновьями и 2 дочерьми переехал в Индерку. Он поселился рядом с речкой Индеркой (Ендыркой) недалеко от барского дома и стал работать кузнецом. От этого и произошло прозвище – «кузнич». Семья Аббясовых появилась в Индерке в середине 19 века. Их сейчас в селе -22 семьи. А Абдуллины – 41семья. Значит, они появились значительно раньше. Более точно узнать невозможно, т.к. метрические книги не сохранились. В 1921г. в селе был большой пожар, сгорели все дома, в том числе и мечети, где хранились метрические книги.

 Занимаясь изучением родословной, я нашла 7 поколений своих родственников. В моем генеалогическом древе 575 персон.  Хочу рассказать о наиболее интересных судьбах моих родственников.

          Мой двоюродный прапрадед Аббясов Ибрагим Сулейманович, участник первой мировой войны (Приложение №1). Из его удостоверения, которое хранится в школьном музее,  я узнала, что он был награжден Георгиевским крестом 4 –ой степени за № 93030 (Приложение №2).Это была исключительно почетная боевая награда. Ефрейтор 14го Гренадерского Грузинского полка храбро сражался против турков. Турецкая армия была разбита, она потеряла 90 тысяч человек. Прадед сражался в составе 2-го Кавказского армейского корпуса. Награжден 29 февраля 1916 года за №42. С этой войны мой прапрадедушка вернулся живым. Как человек, исповедующий ислам, он обменял свой крест на подарки. Его потомкам досталась лишь золотом написанная бумага. До войны он работал кузнецом. А после возвращения открыл свою пекарню. Женился, имел 6 детей: 4 сына, 2 дочери. После революции пекарню конфисковали. Прадед устроился на фабрику рабочим.

          Интересна судьба двоюродного прапрадеда по материнской линии Баишева  Исхака Юнусовича (Приложение №3). Жива его младшая  дочь Кафтаева Айша Исхаковна (1931 года рождения). Она любит рассказывать о своём отце, на долю, которого выпала нелегкая судьба. Исхак Юнусович родился в 1881г. в селе Индерка. Отца звали Юнус, а мать Азизя. У Баишева Юнуса было 8 детей: 4 сына и 4 дочери: Исхак, Хасян, Хусяин, Ибрагим, Камяр, Кадича (моя прапрабабушка), Айша, Сярви.    В 1912 году Исхак женился на девушке по имени Халифя.  После женитьбы уехали в Польшу. Жили в Варшаве, занимались коммерцией, продавали мануфактуру Баишева Мубина. Началась l мировая война: Баишев Исхак был мобилизован на фронт, а жена с дочерью Джавяр были эвакуированы на Родину.

  Исхак был отправлен на турецкий фронт, в район города Трапезунд. По названию этого города он получил и своё прозвище «трапезунд». На вопрос, где он воевал, он неизменно отвечал: «Трапезунд». В 1918г. был ранен в ногу. Лечился в госпитале в городе Тифлис. Хотели ногу отрезать, но пожилой врач посоветовал отказаться от ампутации, т.к. кость ни была задета. В том же году по ранению был демобилизован. Когда эшелон остановился в Кузнецке (уездный центр в то время Саратовской губернии), выяснилось, что город занят чехами и всех, кто за большевиков, расстреливают около моста. С первой мировой войны он попал на гражданскую. Исхак прямо с эшелона на костылях двинулся в родное село.

            В 1921г, в годы НЭПа, получив разрешение от властей в уездном центре (долгое время этот документ хранился в семье, но потом потеряли), он создал пасеку на берегу Суры: расчистил территорию, посадил медоносные деревья и кустарники,  построил дом, помещение для пчелиных улей. Баишев И.Ю. был очень честным и трудолюбивым человеком. Он занимался и земледелием, имел 2 га земли. В зимнее время столярничал: делал сундуки. За неделю делал 1 сундук. Жена с детьми ходили продавать сундуки в соседние села: Бестянку, Тарлаково, Марьевку. Меняли на мешок картошки.

           В 1930г. во время коллективизации все у него было конфисковано в административном порядке: 50 пчелосемей, 1 лошадь, 1 корова, овцы и все остальное имущество[9]. Его ульи стали основой колхозной пасеки. Вынужден был вступить в колхоз. Работал на пасеке.

          Баишев Исхак трудился на пасеке очень долго. Ушел на отдых, когда ему уже было 80 лет. Пенсия была 8 рублей, а мешок муки стоил 13 рублей.[10] В 60-е гг. когда разобрали его дом на пасеке, по решению председателя колхоза Зябирова Х.Д., старые бревна привезли и свалили перед его домом. В последний год своей жизни Исхак бабай или Трапезунд бабай, как его называли в селе, часто посещал пасеки. Приходя на  пасеку, которую он основал и которую у него отняли, часто садился на пенек перед входом и плакал… Умер Баишев И.Ю. в 1966 году в возрасте 85 лет. Жители села Индерка до сих пор вспоминают его как честного и трудолюбивого человека. В подвалах  сельчан хранятся сундуки, сделанные его руками. В конце 20 века, когда началась новая волна реабилитаций, его дочери Айше приснился сон. Вроде бы отец просил её пойти на их пасеку. Для себя она истолковала сон, как просьбу отца похлопотать о возвращении его пасеки семье. Несмотря на свой преклонный возраст, она занялась судебными хлопотами. Обращалась в архивы. В 2005г. Баишев И.Ю. был реабилитирован[11](Приложение №4). Суд назначил компенсацию по 5 тыс.  руб. двум наследникам. Но пасеку не вернули. Айша Исхаковна принципиально отказалась от своей доли. Она считает, что это будет предательством по отношению к памяти отца.

             Его брат Хасян был против колхозов. Ему приписывают такую фразу «Режьте губы, режьте нос, все равно не пойду в колхоз»[12]. Из-за этого он уехал в рабочий поселок Сосновоборск, в то время Литвиново. Жил изолированно от советского мира. Не пустил своих детей обучаться в школе, из-за того, что там принимали в пионеры, комсомольцы. Дочка Фатыма сбежала с солдатом в Узбекистан. Дочь Сара замуж не вышла. Сын Якуб женился на девушке из Альмяшевки.

      Пчеловодами также были Абдуллин Давыд Ильясович (мой прадед), Абдуллин Равиль Давыдович (дед), Абдуллина Зяйняб Мухтаровна (бабушка), Абдуллин Фарит Равилевич (отец).

     А прапрадед по  материнской линии Вагапов Абдулла Сабирович был первым председателем ТОЗ[13] (товарищество по совместной обработке земли). Он был за колхозы. Его отец - мой прапрапрадед Вагапов Сабир был рекрутом: 25 лет служил в царской армии. За это получил прозвище «Сабир – солдат». Прадед Вагапов Али Абдуллович (Приложение №5) – участник Великой Отечественной войны, попал в плен, освобожден советскими войсками, сослан в Хабаровский край на лесоповал. Лишь в 1947 году вернулся к семье. Затем знатный агроном в колхозе «Искра». Написал книгу по овощеводству. Его овощи выставлялись на ВДНХ.

      Два двоюродных прадеда Вагапов Усман Абдуллович и Вагапов Умяр Абдуллович погибли в блокадном Ленинграде. После этого прервалась связь с детьми Усмана. Мы ничего не знаем об этой ветви нашего рода. Кроме того, что сыновей звали Хасян  и Хусяин.

      В обороне Ленинграда участвовал муж двоюродной прабабушки Каримовой (Абдуллиной) Фязили Аиповны Каримов Аип. В годы войны прабабушка умерла и двоих сыновей Гаяза и Хайдара отправили в Р-Труевский детский дом, который существовал в с. Р-Труев с 1941 по 1955гг. (Село Р-Труев расположено в 3 км от  нашего села).

        Троюродная бабушка Шашкина Сара Арифулловна жила в г. Харьков и в годы Великой Отечественной войны попала в плен к немцам, была увезена в Германию на принудительные работы. После возвращения семья мужа не приняла её и даже не позволила повидаться с ребенком. Война разбила её личную жизнь вдребезги и оставила на всю жизнь несчастной.

            Участники Великой Отечественной войны: мои прадеды.

Мельзетдинов Али Мухаммеджанович, Абдуллин Давыд Ильясович, Вагапов Али Абдуллович, Аббясов Мухтар Абдуллович.

        Четвероюродный дед Муратов Равиль Гадиевич был председателем сельского совета, заведующим первой в области зверофермы по выращиванию норок (Приложение №6). Муратов Р. Г. родился в 1937г. в селе Индерка. Пережил войну, «дрессировал» быков. Отец его сгорел в танке на Курской дуге. [14]Окончил среднюю школу и стал работать фуражиром на молочно-товарной ферме колхоза «Искра». Затем колхоз послал его учиться в партийную школу города Тамбов. После возвращения стал работать председателем сельского совета (около 5 лет). Затем перешел работать инженером по технике безопасности в колхоз. Когда организовали звероферму, Равиля Гадиевича назначили заведующим, учитывая его опыт, организаторские способности. Равиль Гадиевич, как агитатор, регулярно проводил беседы с молодым коллективом, мобилизовывал  его усилия  на то, чтобы новая отрасль колхозного производства стала высокорентабельной, чтобы наряду с увеличением выхода приплода основное внимание обращалось на его сохранность.[15]

Равиль Гадиевич  23 года проработал в этой должности. Умер в 2000 году от онкологического заболевания.[16]

 Звероферма не выдержала Перестройку, сначала приостановила свою работу, а потом исчезла с лица земли (распродали, растащили).

          Двоюродный дед Мельзетдинов Салих Алиевич был награжден орденом Красной Звезды (Приложение №7).  Салих Алиевич родился 30 мая 1930г. в с. Индерка. В 1949г. окончил Индерскую среднюю школу и поступил в Ленинградское училище связи (факультет «осназ») имени Ленсовета. В 1952г. успешно окончил училище. Он работал в частях «осназ» на различных командных и политических должностях. В 1960г. окончил академические курсы офицеров связи. В 1968г. окончил заочно Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.

          В рядах ВС СССР и РФ прослужил около 30 лет. По выслуге лет уволен в запас в 1982г. и оставлен для работы в качестве служащего, где работал в должности заместителя командира по быту и социальным вопросам. Награжден орденами и медалями СССР и МНР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1967г. за успехи в боевой и политической подготовке награжден орденом Красной Звезды. Умер в 2006 году. Похоронен в Пензе.

Мой отец Абдуллин Фярит Равилевич – участник афганской войны (Приложение №8).

Слово Афганистан для нашей семьи болезненное. Там воевал мой отец. Он вернулся живым, но через 5 лет умер от онкологического заболевания. Моя семья считает, что сказались последствия той войны. О своем отце я знаю по рассказам родных и по его письмам, которые хранит моя мама. Когда он умер, мне было 1 год и 9 месяцев.

Отец родился 24 февраля 1969 г. в семье колхозного пчеловода Абдуллина Равиля Давыдовича. С детства был очень трудолюбивым, отзывчивым, добрым, упорным в достижении своих целей. Всегда откликался на любую просьбу помочь. Его одноклассники до сих пор его помнят и отзываются о нем с любовью и уважением.

После окончания школы отец хотел поступить на исторический факультет ПГПИ, но не прошел по конкурсу. Выучился на холодильщика. В мае 1987 г. был призван в ряды Вооруженных Сил. Сам изъявил желание служить в Афганистане. Попал в воздушно-десантные войска, прошел учебку в Литве. Осенью 1987г. был отправлен в Афганистан. Служил в Баграме.

В Афганистане Абдуллин Ф.Р. попал в 345-й отдельный гвардейский парашютно-десантный Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени полк. Этот полк был создан 30 декабря 1944 года на базе 14-й гвардейской воздушно-десантной бригады на станции Марьина Горка Минской области в составе 105-й гвардейской стрелковой дивизии. Первым командиром полка был гвардии подполковник Котляров.[17]

О службе отца в Афганистане рассказывают письма (Приложение №9). «Баграм – это  город, обыкновенные глиняные дома, посередине большой базар, люди здесь разные, но все работают на духов…»[18]  «Баграм недалеко от Кабула, примерно расстояние такое же, как от нашего села до Пензы»[19] «Попал служить в Баграм в отдельный полк, гвардейский парашютно-десантный, самый лучший и боевой в воздушно-десантных войсках….Вчера вернулись на место дислокации полка, два месяца воевали, и возможности не было отправить письмо. Я многому научился здесь, многое понял и служу в разведроте, в боевых действиях бросили нас на самое трудное место… нашли склады с оружием… были убитые, раненые, выносил с поля боя парня с моего призыва, раненого и очень искалеченного.»[20] За это он получил благодарность. Этот документ хранится в папином солдатском альбоме. «Уважаемый товарищ гвардии ефрейтор Абдуллин Ф. Р.. За образцовое выполнение своего воинского, интернационального долга, оказание помощи раненому товарищу в бою, проявленные при этом мужество и самоотверженность объявляю Вам благодарность. Командир войсковой части гв. п/п-к Востротин. 20 декабря 1987г.» (Приложение №10)

В папином альбоме хранится  газетная статья «Высота» М. Кожухова. Когда я прочитала  статью, поняла, что речь идет о знаменитой 9 роте,  в одном полку с которыми служил  мой отец, и он был среди тех солдат, которые пришли на помощь 9 роте. Автор статьи встречался  с солдатами  этого полка, возможно, и с  моим отцом.

Во время  одной боевой  операции  отец был ранен. « … Это случилось  на перевале Саланг, через который шли колонны в Союз, шёл 1 этап вывода. Разведка  доложила, что обнаружила банду душман, движущихся в сторону перевала, а наша рота стояла  на охране дороги.

У нас в разведроте 3 взвода, решили преградить им путь, каждый взвод пошёл по разной тропе, мы 12 человек должны были ударить им в тыл, т. е. закрыть путь назад, но мы не знали их количества, а их оказалось в 3 раза больше, и не  духи, а арабские наемники. Мы  наткнулись на них в ущелье: вдруг впереди загрохотал крупнокалиберный пулемет.

 Первой же очередью скосили сапера, который шёл впереди. Командир  взвода крикнул: «Ложись!» -  и все спрятались за камни, но пули не давали поднимать голову. Я шёл  третьим с  пулемётом. Впереди лежал сапер и истекал кровью, я был ближе всех, и командир дал сигнал «Вперёд». Слева от меня лежал Олег из Тамбова. Я крикнул: «Олег, прикрой» -  и рванул вперёд, успел шагнуть 3 шага, как около меня стали летать пули. Я добежал до сапера, перевязал его, взял его на плечи и побежал назад. Я не успел добежать до своих,  резко упал, почувствовав сильную боль в левой ноге. Сразу вытащил бинт и начал перевязывать рану, пуля прошла насквозь, кость цела. Не успел перебинтовать, как началась сильная стрельба, а у меня кончились  патроны, но тут, к счастью,  подоспели наши. Для  некоторых  моих товарищей  этот бой оказался последним…

В медсанбат ко мне  приезжали ребята вместе с командиром. Он сказал, что  меня представили к медали «За отвагу»[21].

Он скучал по дому, родным, близким. « Здесь  песни  кажутся  совсем другими, и вспоминаешь дом, родителей, всех родных и лес.

Все стоит перед глазами  и вспоминается эта война. Я хочу, чтобы этого никто не  видел и не слышал».[22]  О его отношении к этой войне говорят следующие строчки: «Редко бывает, чтобы день или ночь прошли спокойно, мы здесь никому не нужны, ни правительству, ни крестьянам, просто гибнут ни в чём неповинные ребята».[23]« Зря мы воевали здесь девять лет, сколько парней сложили головы».[24]

   Отец так описывал выход  из Афганистана: «Пересекли границу 11 февраля. Когда переехали мост, нас встретили очень хорошо, просто изумительно, и сразу стало на душе спокойно; ещё встретились с ребятами, которые уже уволились, они встречали. А вечером развели костер и вспоминали  о тех ребятах, которые погибли там, из нашей роты осталось там шестеро».[25]

В справке  из военкомата есть  такие данные о прохождении  военной службы отца: Абдуллин Ф. Р.  служил в  В/ части 53701. Был  механиком- водителем бронетранспортера. С 4. 11 . 1987 по 13 . 02. 1989 участвовал в боевых  действиях. Награжден медалью «70 лет ВС   СССР» от 28. 01. 1988, медалью « Воину- интернационалисту от Афганского  народа» от 15. 05. 1988, медалью « За отвагу» от 25. 07 1988.

Мой отец  вернулся, честно выполнив свой воинский долг. Окончил курсы пчеловодов,  стал  работать  на колхозной пасеке. К  этой работе относился творчески: организовал кочевку пчел, матковыводное дело, занимался племенной работой. У него много было планов: строил дом, хотел сына, но нежданно  пришла беда…  21 августа 1994 г. его не стало. Но память о нем жива. Я горжусь своим отцом. Он с нами.

           Хочу рассказать о своей бабушке Мельзетдиновой Мунире Алиевне (Приложение №11). Приведу её характеристику - представление на медаль «Материнская доблесть».

«Характеристика на Мельзетдинову Мунирю Алиевну, 1939года рождения, образование среднее, стаж работы 41год.

              Мельзетдинова Муниря Алиевна с ранних лет работала на колхозном поле. После окончания школы устроилась в КБО портнихой. После рождения третьего ребенка и из-за болезни свекрови, которая нуждалась в уходе, вынуждена была перейти на работу в Дом культуры, где в течение 25лет работала уборщицей. Во время работы всегда отличалась дисциплинированностью, исполнительностью, тактичностью. Никаких замечаний со стороны руководства не было.

            Всегда занималась подсобным хозяйством. В хозяйстве содержались: корова, телята, овцы, гуси, утки, куры. Имеется большой огород, где выращивает множество разных овощей. Все соседи приходят перенимать опыт. К тому же она искусная мастерица-рукодельница. Все дочери носили платья, вязаные кофты, созданные руками матери. До сих пор Муниря Алиевна не расстается со своим увлечением: шьёт, вяжет для внуков, правнуков. А её пироги славятся на всё село.

           Муниря Алиевна большое внимание уделяла воспитанию и образованию дочерей. Две дочери Сайдя и Ряшидя окончили школу на отлично, а Рафиля имела всего несколько четверок. Дочь Ряшидя получила и музыкальное образование. Мать поощряла занятия детей общественной и кружковой работой. Мунирю Алиевну постоянно выбирали в родительский комитет школы.

      В семье царила обстановка добра, взаимопонимания, взаимовыручки. Муниря Алиевна с малых лет прививала своим детям любовь к труду, уважение к старшим, милосердие. Воспитывала такие качества, как гостеприимство, такт, вежливость, умение приходить на помощь. Вместе с мужем Мельзетдиновым Хамзя Алиевичем постарались дать детям хорошее образование. Старшая дочь Рафиля Хамзиевна окончила Кузнецкое медицинское училище, 26 лет работает в ЦРБ медсестрой, пользуется уважением среди коллег, пациентов. Имеет двух дочерей, двух внуков. Сайдя Хамзиевна получила два образования: окончила Городищенское педагогическое училище и ПГПИ им. В.Г. Белинского, исторический факультет, работает в Индерской средней школе 25лет. Она является профессионалом в своем деле, дает качественное образование и воспитание учащимся, возглавляет методическое объединение учителей начальных классов. Пользуется уважением среди коллег, родителей и односельчан. Воспитывает дочь Гуллию, ученицу 4 класса, которая является отличницей, занимается в музыкальной школе. Вместе с мужем, помимо основной работы

занимаются  пчеловодством. Ряшидя Хамзиевна окончила школу с золотой медалью, поступила в ПГПИ им. В.Г.Белинского на исторический факультет. После окончания института стала работать в Индерской средней школе учителем истории, а с 2003 года заместителем директора школы по воспитательной работе. Имеет звание «Почетный работник общего образования РФ». Воспитывает дочь Фариду, которая является ученицей 10 класса, учится на отлично, является дипломанткой областных и Всероссийских конкурсов, победителем олимпиад.

     Бабушка обучает своих внучек рукоделию, воспитывает лучшие человеческие качества.

       Муниря Алиевна очень душевная, трудолюбивая, мудрая женщина, жена, мать, бабушка, достойная высоких наград».

      Каждый приходит в этот мир со своей миссией. Я думаю, что миссия моей бабушки: «Мать-хранительница домашнего очага». Наш дом для всех всегда открыт. У нас нет даже замка. Бабушка всех встречает, угощает, с гостинцами провожает. Она - человек, на котором держится дом, семья, род.

     Работа над исследованием будет продолжена. Наметились две темы «Мои родственники-учителя» (обнаружила уже 35 учителей), «Имена, фамилии и прозвища моих родственников». Трудности в том, что утеряны метрические книги, нет в живых тех, кто мог бы рассказать о далеких предках. Но я много нового узнала  о своих родственниках, об их вкладе в развитие села Индерка, России. Они в трудные времена выступали на защиту страны, своим трудом способствовали процветанию Родины. Мне приятно сознавать, что мой род внес свои силы, ум, способности в прогресс России.

Источники и литература:

 1.Коренова Г. «Имена и фамилии жителей села Индерка». «Вестник музея» №2, 2006г, библиотека МОУ СОШ с.Индерка
2.Краткая история села Индерка. Рукопись Волкова А.Я.(на основе рукописи Ернеева И.А.) Музей боевой и трудовой славы МОУ СОШ села Индерка.
3.Списки  населенных мест Саратовской губернии. Кузнецкий уезд. - Саратов.1912.Ксерокопия хранится в музее боевой и трудовой славы МОУ СОШ села Индерка.
4.Интервью с Кафтаевой А.И. , записанное Абдуллиной Ф. 12 августа 2006г.
5.Ксерокопия справки о реабилитации Баишева И.Ю., передана Кафтаевой А.И. Абдуллиной Ф. 12 августа 2006г.
6.Интервью с Куликовой С.А., записанное Абдуллиной Ф. 3 декабря 2007г.
7.Л.Князев. Роща Победы.// «Крестьянка» №4, 1985г.
8.Интервью с Муратовым Х.Г., братом Муратова Р.Г., записанное Абдуллиной Ф. 10 августа 2007г.
9. Копия характеристики Мельзетдиновой М.А., передана секретарем сельской администрации Кореновой Г.К. Абдуллиной Ф. 15 января 2008г.
10.Письмо Абдуллина Ф.Р. из Афганистана от 25.01. 1988г. Личный архив  Абдуллиной Р.Х.
11.Письмо Абдуллина Ф.Р. из Афганистана от 19.02. 1988г. Личный архив  Абдуллиной Р.Х.
12.Письмо Абдуллина Ф.Р. из Афганистана лето 1988г. Личный архив Абдуллиной Р.Х.
13. Письмо Абдуллина Ф.Р. из Афганистана от 23.11. 1988г. Личный архив  Абдуллиной Р.Х.
14. Письмо Абдуллина Ф.Р. из Афганистана от 29.11. 1988г. Личный архив  Абдуллиной Р.Х.
15. Письмо Абдуллина Ф.Р. из Афганистана от 14.12. 1988г. Личный архив  Абдуллиной Р.Х.
16.  Письмо Абдуллина Ф.Р. из Афганистана от 19.02. 1989г. Личный архив  Абдуллиной Р.Х.
17.Интервью с Бакаевой Р.И., записанное Абдуллиной Ф. 18.01.06. 18.Интервью с Кафтаевой Х.С., записанное Абдуллиной Ф. 19.01.06.
19.Интервью с Абдуллиным Р.Д. , записанное Абдуллиной Ф.15.01.06.
 20.Интервью с Абдуллиным З.М., записанное Абдуллиной Ф. 15.01.06.
 21.Справка из военкомата, выданная Абдуллиной Р.Х.
  22.Благодарность от 20 декабря 1987г. Личный архив Абдуллиной Р.Х.
 23.Список граждан с Индерка, служивших в Афганистане. 
       24.Кожухов М. Высота.// Комсомольская правда.1988г.
 25.Сайфетдинова С. Унесенный Кандагаром. //Трудовой путь.
    17 декабря 1999г.
 26. Интервью с Мельзетдиновым Х.А., записанное Абдуллиной Ф. 18 ноября 2007г. 27. Интервью с Мельзетдиновой М.А. , записанное Абдуллиной Ф. 18 ноября 2007г.
28.История Пензенского края с древнейших времен до середины 19в. Под редакцией Г.Н.Белорыбкина. Пенза.1996г.
29.Д. Зябиров. Независимо от погодных условий. Саратов. 1984. стр 77
30.Воздушно-десантные войска России. Под общей редакцией А.П. Колмакова. М.2005
31.Пензенская энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2001.32.А.Хвощев «Очерки по истории Пензенского края». Государственное издательство Пензенское отделение.1922г.
 32.Музей боевой и трудовой славы МОУ СОШ с Индерка.

[1] Коренова Г. «Имена и фамилии жителей села Индерка». «Вестник музея» №2, 2006г, библиотека МОУ СОШ с.Индерка
[2] Пензенская энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2001.
[3] А.Хвощев «Очерки по истории Пензенского края»1922г. стр 121
[4] История Пензенского края с древнейших времен до середины 19в. Под редакцией Г.Н.Белорыбкина. Пенза.1996г. стр. 183 
[5] Краткая история села Индерка. Рукопись Волкова А.Я.(на основе рукописи Ернеева И.А.)
[6] Списки населенных мест Саратовской губернии. Кузнецкий уезд. - Саратов.1912.
[7] Списки населенных мест Саратовской губернии. Кузнецкий уезд.
[8] Списки населенных мест Саратовской губернии. Кузнецкий уезд. – Саратов.1912.
[9] Интервью с Кафтаевой А.И.
[10] Интервью с Кафтаевой А.И.
[11] Справка о реабилитации.
[12] Интервью с Куликовой С.А.
[13] Пензенская энциклопедия.  Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2001. 
[14] Л.Князев. Роща Победы.// «Крестьянка» №4, 1985г.
[15] Х.Д. Зябиров. Независимо от погодных условий. Саратов. 1984. стр 77
[16] Интервью с Муратовым Х.Г., братом Муратова Р.Г.. Август 2007г.
[17] Воздушно-десантные войска России. Под общей редакцией А.П. Колмакова. М.2005.
[18] Письмо Абдуллина Ф.Р. от 23.11.1988г.
[19] Письмо Абдуллина Ф.Р. от 14.12. 1988г.
[20] Письмо Абдуллина Ф.Р. от 25.01. 1988г.
[21] Письмо Абдуллина Ф.Р. лето 1988г.
[22] Письмо Абдуллина Ф.Р. от 19.02.1988г.
[23] Письмо Абдуллина Ф.Р. от 29.11.1988г.
[24] Письмо Абдуллина Ф.Р. от 14.12.1988г.
[25] Письмо Абдуллина Ф.Р. от 19.02. 1989г.